Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду

На современном этапе к детским садам предъявляются высокие требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс, предметом деятельности — ситуация развития семьи, как система отношений:

  • с миром;
  • с окружающими;
  • с самим собой.

Сопровождать развитие семьи это не значит — решать проблемы за неё, это означает — вместе с семьёй, педагогами, ближайшим окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций, а по возможности предвидеть их.

Целью психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников является повышения эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении. Осуществление этой цели возможно:

  • при тесном контакте коллектива дошкольного учреждения с членами семьи ребёнка, через активное взаимодействие педагогов с родителями и другими родственниками воспитанника;
  • путём повышения «открытости» дошкольного учреждения для семьи (через разную степень участия родителей в управлении дошкольным учреждением, в образовательном процессе с детьми, через другие формы);
  • через личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с родителями (учёт их запросов, интересов, позиций, использование приёмов взаимного обучения и развития).

Решению подлежат следующие задачи:

1. Освоение активных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Содействие семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

3. Участие всех специалистов дошкольного учреждения в разработке перспективного плана взаимодействия с семьями, на основе их возможностей и способностей.

Участниками образовательного процесса являются:

  • администрация дошкольного учреждения;
  • педагоги,
  • специалисты,
  • дети,
  • родители.

Одним из важных условий является создание среды развития. Не менее важным условием для обеспечения полноценного развития детей и реализации педагогического потенциала семьи, осуществления профессионального психолого-педагогического сопровождения семьи представляется подбор квалифицированных специалистов, знающих психологию и педагогику детей дошкольного возраста, имеющих творческий потенциал.

Необходимым условием взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является изучение семьи.

Существуют следующие методы изучения семьи:

  • традиционные (анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдение, домашние визиты);
  • нетрадиционные (дневник «Моя семья», телефон «Советчик семьи», дайджест литературы, день семьи, семейные педсоветы).

Изучение посещаемости различных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении с использованием новых форм, показывает тенденцию увеличения активности семьи в жизни дошкольного учреждения. А также необходимость использования такой модели взаимодействия с семьями воспитанников, которая бы несла в себе разностороннюю помощь родителям в воспитании детей, в налаживании именно партнёрских отношений, и при этом включающая в себя индивидуальные и активные формы просвещения, отвечая запросам родителей. Такой моделью является «Школа «Семь + Я».

Работа «Школы» осуществляется на базе дошкольного учреждения, целью которой является организация психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении

Планирование деятельности психолого-педагогического сопровождения семей идет по результатам диагностик педагогов и запросов родителей. Для создания оптимальных условий обеспечивающих эффективность и качество внедрения форм и методов повышения психолого-педагогической культуры родителей, разработаны перспективные планы взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и родителей.

Формы организации работы «Школы «Семь+Я» следующие: консультационный пункт, «Почта Доверия», Дни семьи, конкурсы, дайджест литературы.

Построение такой системы психолого-педагогической сопровождения семей в образовательном учреждении позволяет не только решать проблемы развития и обучения семей, но и повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса, в центре которого — интересы ребенка как формирующейся личности.

Шавель М.Н.

Предыдущая статья: Следующая статья:

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх