Работа педагога ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования

Семья является одним из основных социальных институтов любого современного общества. Невозможно переоценить её влияние на организацию жизнедеятельности взрослого и процесса становления личности ребёнка. Для планомерного осуществления основных направлений образовательной и социальной политики нашего государства необходимо изучать характеристики современной семьи и учитывать при организации и мониторинге эффективности образовательного процесса, а также, взаимодействия семьи и различных видов учреждений.

Взаимодействие семьи и общественных институтов воспитания на современном этапе характеризуется на наш взгляд двумя противоборствующими тенденциями, приводящими к росту количества неблагополучных семей.

  • Увеличение нагрузки и ответственности, возлагаемой на родителей. Переход от преимущественно общественных форм воспитания к приоритету семейного воспитания, базирующегося на основе осознания самоценности ребёнка и необходимости полноценного сопровождения его развивающейся личности.
  • Ослабление на постсоветском пространстве социализирующей роли семьи, вызванное ее дестабилизацией, чрезмерной занятостью и озабоченностью родителей финансовыми проблемами, уменьшением форм и ухудшением качества внутрисемейного общения, ростом насилия со стороны взрослых, сменой ценностных ориентиров, снижением традиционной роли отца и в целом родительского авторитета.

Данные тенденции сказываются негативно на особенностях взаимодействия между семьёй и учреждениями образования.

Современная семья не реализуют весь комплекс образовательно-воспитательных возможностей. Для этого у взрослых не хватает времени, желания, знаний о закономерностях психического развития и психолого-педагогических возможностях организации сопровождения естественного развития ребёнка. При этом явно просматривается потребительское отношение родителей к образовательным учреждениям, которые призваны присмотреть за ребёнком и восполнить пробелы воспитания в семье.

Таким образом, можно говорить о существовании ряда негативных кризисных тенденций в развитии института современной белорусской семьи, а также её взаимодействия с детскими образовательными учреждениями, которые необходимо учитывать при организации образовательной и воспитательной работы с детьми.

Постоянная, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на психологическом здоровье всех ее членов. Наиболее значимыми психотравмирующими последствиями семейная ситуация может обладать для детей дошкольного возраста. Жизнь в обстоятельствах крайнего семейного неблагополучия, в так называемом социально-опасном положении, определяет широту и вариативность психолого-педагогических проблем, с которыми дети приходят уже в дошкольное образовательное учреждение, что вызывает необходимость поиска дополнительных средств их социальной адаптации и реабилитации, методов и приёмов их психолого-педагогической поддержки и сопровождения. Педагоги-воспитатели, педагоги-психологи и другие специалисты дошкольного образовательного учреждения испытывают потребность в последовательном определении мер по организации процесса социально-педагогической и психологической поддержки детей из неблагополучных семей в дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, в настоящий момент назрела настоятельная необходимость в систематизации теоретических и практических подходов по психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации на ранней стадии социального неблагополучия. Разработка научно-методического обеспечения процесса психолого-педагогической реабилитации детей из неблагополучных может опираться на три группы детерминант воспитательного процесса, выделяемых специалистами в области детской психологии:

1) воздействие родителей (личностные особенности, ожидания, убеждения относительно целей социализации, самого ребёнка и эффективных методов социализации);

2) качества ребёнка (личностные характеристики и когнитивные способности);

3) детско-родительские отношения (супружеские отношения родителей, система социальной поддержки родителей).

Систематический мониторинг и осуществление социально-педагогического и психологического воздействия на основные детерминанты воспитательного процесса в семье позволят повысить его эффективность для детей из разных типов семей, что послужит основой для дальнейшего повышения эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Анализ современной общественной ситуации и степени разработанности проблематики в современной науке и практике позволяет сделать следующие выводы:

  • разработка научно-обоснованной модели организации процесса социально-педагогической и психологической поддержки детей из неблагополучных семей в дошкольных образовательных учреждениях является одним из актуальных направлений повышения качества образования дошкольников;
  • формирование такой модели позволит разработать современное научно-методического обеспечения процесса психолого-педагогической реабилитации детей из разных типов неблагополучных семей;
  • внедрение модели в практику подготовки и переподготовки специалистов дошкольного образования, а также в деятельность дошкольных образовательных учреждений поспособствует получению объективной информации о состоянии проблемы исследования и облегчит проведение мониторинга качества образования в области работы педагогов дошкольного учреждения с семьёй на соответствующем научном уровне.

Леганькова О.В.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх