Половое воспитание детей: работа с родителями

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования предполагает педагогическое, психологическое просвещение и обучение родителей детей дошкольного возраста в контексте различных проблем, возникающих в системе «родители-дети». Одной из них является проблема полового воспитания детей.

В процессе обсуждения этого вопроса с родителями выяснилось: большинство испытывают трудности при ответах на вопросы: «Когда начинать говорить с детьми о сексе? Какая информация и в каком объеме должна сообщаться ребенку? Как сообщать информацию о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной? Кто — отец или мать — должны начать разговор с ребенком «об этом»?» и др. Получила подтверждение точка зрения многих исследователей о том, что ни одна сфера человеческой жизни не связана с такими бурными обсуждениями, столкновениями противоположных мнений как сексуальная сфера. Кроме того, даже у родителей с медицинским, педагогическим, психологическим образованием могут возникать серьезные проблемы с ответами на некоторые вопросы, связанные с половым воспитанием детей. Лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание в семье. Поэтому важно придать особую значимость просвещения и обучения родителей именно специалистами дошкольных учреждений.

половое воспитание детей

Развитие ребенка от года до 3-4 лет характеризуется интенсивным ритмом познания. Именно к трем годам возникают детские «Что?», «Где?», «Почему?», «Откуда?» и т.п. Ребенок активно познает окружающий мир, себя в этом мире. Его личность формируется в насыщенном информационном потоке современного общества, в котором экономические, культурные изменения привели к трансформации моральных норм. Произошел отказ от прежних традиционных ценностей и рождение новой морали, отвечающей духу времени. Это вызвало изменения в сексуальном поведении человека разных возрастных категорий. Исчез культ здорового красивого человеческого тела, а открытая его демонстрация на экранах телевизоров, в компьютерных сетях, в журналах, на плакатах привела к тому, что тело человека потеряло свою нравственность и стало предметом купли-продажи. Не в этом ли одна из причин раннего интереса детей к половой стороне человеческой жизни?

Кроме того следует отметить, что на психосексуальное поведение человека влияют также и внутренние факторы. Это и особенности взаимодействия и взаимоотношений в системе «родители-дети», особенности воспитания в семье (психоаналитики); гормональный профиль и состояние нейронов в организме (биологи); жизненный опыт, приводящий к приобретению комплекса привычек и навыков. Например, отношения с родителями, по мнению З. Фрейда, служат тем эмоциональным фоном, на котором формируется определенный тип сексуального поведения.

Динамика окружающей действительности привела к тому, что современные родители заняты на работе, не всегда хотят и могут уделять много времени своему ребенку. Моральные установки и ценности прародителей не совсем отвечают реалиям современной жизни. Ребенок начинает искать ту сферу деятельности, которая поможет ему восполнить дефицит родительского внимания и любви. Он становится открытым для восприятия потока информации, не всегда нравственного качества, но интересной для него, а порой, связанной с чем-то недоступным и запретным. Доступность информации любого качества и содержания оказывает мощное влияние на психику ребенка, изменяет его поведение. И поэтому главная задача родителей в контексте рассмотрения нашей проблемы — создание «нравственной подушки безопасности» для своего ребенка. Что это значит?

С раннего детства у детей необходимо формировать стремление к прекрасному через знакомство с миром искусства, музыки, литературы. «Искусство — музыка, живопись, скульптура, — создает эстетическую интерпретацию самого человека и всего, что реально значимо для него в конкретной исторически объективной ситуации. Благодаря искусству человек эстетически овладевает внутренней первичной стихией жизни». Совместное посещение музеев, выставок, прослушивание классических музыкальных произведений, последующее обсуждение полученных впечатлений только укрепит взаимную привязанность и любовь родителей и детей.

Специалисты учреждений дошкольного образования могут оказать родителям помощь в формировании нравственной подушки безопасности путем проведения просвещенческой работы с целью повышения родительской психолого-педагогической культуры.

Начать работу можно с родительских вечеров, которые способствуют сплочению родителей, вызывают интерес к формам работы дошкольного учреждения. Родительский вечер предполагает неформальное общение родителей, специалистов дошкольного учреждения.

Тематика родительских вечеров может быть следующей:

  • Современные родители. Какие они?
  • Как уберечь ребенка от агрессивной СМИ-среды?
  • Куда исчезла с городских улиц детская игра?
  • Половое/сексуальное воспитание детей начинается с воспитания родителей.
  • Компьютер и родители: встреча на ринге.

Существует тенденция передачи ответственности за сексуальное просвещение детей специалистам (медикам, педагогам, психологам), в семьях — матерям. Складывается интересная ситуация: согласно исследованиям, сексуальная сфера отношений для мужчин имеет большую значимость в сравнении с женщинами, но большинство мужчин считают, что «об этом» с детьми беседовать должна мама.

Можно предложить следующие темы для родительских собраний:

  • Духовно-нравственное воспитание в семье как основа полового воспитания детей.
  • Потребность в любви и способность любить — неотъемлемые части человеческой психики.
  • Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей по вопросам здорового образа жизни.
  • Взаимосвязь здоровьесберегающих технологий и полового воспитания детей дошкольного возраста.
  • Роль религии в развитии сексуальной культуры.

Одной из важных форм групповой работы с родителями является конференция. Предметом обсуждения на родительской конференции в контексте сексуального воспитания детей может стать широкий спектр вопросов:

  • Национальные традиции как основа формирования семейных ценностей.
  • Организация семейного досуга как социально-педагогическая проблема.
  • Нравственные ценности в ситуации семейного кризиса.
  • Современные тенденции в семейном воспитании детей в мире.
  • Как родителям организовать сексуальное воспитание детей.
  • Современная семья и проблема сексуального воспитания детей.

Для приобретения и обмена опытом по вопросам сексуального воспитания детей используются также родительские чтения. Для их организации необходимо провести опрос родителей по поводу содержания тех проблем в области сексуального воспитания детей, которые их интересуют.

Родительские чтения помогут родителям обменяться мнениями по поводу той или иной проблемы в области сексуального воспитания детей, высказать свое мнение по поводу ее решения, пересмотреть свои взгляды на воспитание, на отношение к нему.

Тематика родительских чтений может быть следующей:

  • Современные подходы к определению семейных ценностей.
  • Эстетика человеческого тела в произведениях искусства.
  • Античные философы об этике сексуальности.

Родительские вечера, тематические родительские собрания, конференции, родительские чтения, родительские клубы позволяют родителям получить знания в области полового воспитания детей, способствуют повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей. Но возникает проблема применения этих знаний в практике воспитания. С нашей точки зрения, чтобы решить эту задачу, можно использовать такую форму работы с родителями как родительские тренинги.

Считаем обязательным, чтобы родители после каждого занятия получали домашнее задание. Основная цель которых — применение в практике воспитания собственных детей знаний и практических умений, выработанных в ходе тренинга.

Вот алгоритм работы специалистов учреждения дошкольного образования с родителями по половому воспитанию детей:

  • Опрос родителей (анкетирование) с целью определения содержания и объема информации о сексуальном воспитании детей дошкольного возраста, проблем, возникающих у родителей по поводу сексуального воспитания детей.
  • Выбор форм работы с родителями (сначала для накопления информации, приобретения знаний, затем для их закрепления на практике).
  • Работа с родителями.
  • Рефлексия результативности работы (устное мнение, письменный опрос, коллаж, «Цвет настроения», «Радуга», «Погода настроения» и др.)
  • Планирование работы на следующий год.

Считаем важным при подготовке к проведению той или иной формы работы педагогам и специалистам опираться на инициативную группу родителей, которых характеризует высокий уровень мотивационной готовности в осуществлении деятельности по получению знаний. Следует учесть, что уровень мотивации на получение знаний в области сексуальных отношений и сексуального воспитания ребенка у современных родителей высок. Обязательно необходимо привлечь к активной деятельности отцов детей. С опорой на интернет ресурсы целесообразно создать фильмотеку по вопросам сексуального воспитания детей. С помощью работников библиотеки важно составить список литературы.

Гордиюк О.В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх