Развитие познавательной активности детей с ОПФР

Работая с детьми дошкольного возраста, мы понимаем, как необходим труд педагога в обществе. Ведь главное в развитии любого ребенка – не упустить время!

Известно, что детство представляет собой период интенсивного обогащения личности знаниями и впечатлениями об окружающем мире. Стремление ребенка активно узнавать что-то новое о себе и окружающих явлениях – одна из характерных особенностей проявления его неутомимого познавательного отношения к действительности. А естественнонаучный путь познания, характеризующий систему современного образования, оказывается малоэффективным в отношении лиц с особенностями психофизического развития.

В этой связи для нас особую значимость приобретает определение педагогических условий познавательного развития воспитанников. Цель нашей работы: развитие познавательной активности детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения для удовлетворения их образовательных потребностей и дальнейшего вхождения в социум. Проблема социализации и интеграции детей в общество приобретает особое значение. На специальное образование возлагаются задачи подготовки детей с нарушениями развития к относительно самостоятельному, независимому образу жизни. Обучение и воспитание детей организуется в соответствии с их познавательными возможностями и способностями.

Актуальной является проблема оказания не только медицинской, но и психолого-педагогической помощи детям с церебральным параличом. В исследованиях подчеркивается важность создания адекватных условий для коррекционно-образовательного процесса, учета специфических принципов в процессе формирования знаний об окружающем мире у данной категории детей.

Ведущая педагогическая идея, сущность нашего опыта в том, что интегрированное обучение способствует развитию познавательной активности детей с особенностями психофизического развития, что в свою очередь помогает удовлетворить их образовательные потребности и в дальнейшем адаптироваться в обществе в соответствии со своими физическими возможностями.

Вопрос о необходимости наблюдения за ходом познавательного развития детей всегда стоял в центре внимания отечественной психологии и педагогики. Это нашло отражение в теоретических положениях Л.С.Выготского, в исследованиях А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Г.Л.Выготской, А.А.Катаевой, Я.Л.Коломинского, М.М.Лисиной, Е.М.Мастюковой, С.Л.Новоселовой, Е.А.Стребелевой и др.

В.В.Мыслюк и Ю.Н.Кислякова отмечают, что компетентностно-ориентированное образование направлено на комплексное освоение детьми знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих их успешную жизнедеятельность. Особую значимость приобретает формирование коммуникативных умений и навыков детей, способов взаимодействия с окружающими людьми и активного самопознания.

Исходя из изученных материалов можно сделать вывод, что у детей с особенностями психофизического развития необходимо формировать познавательную активность для более успешной социализации, а этому будет способствовать интегрированное (совместное) обучение.

В последние годы в теории и практике образования происходит переосмысление традиционных взглядов на познавательное развитие детей, ведутся поиски разнообразных педагогических моделей формирования информационной культуры. Важное место отводится интегрированному (совместному) обучению, которое рассматривается как одно из средств более успешной социализации и интеграции в общество лиц с особенностями психофизического развития.

Уровень развития познавательной активности у дошкольников с детским церебральным параличом показал эффективность проведенной работы.

Социально-эмоциональному и познавательному развитию детей способствуют одобрение действий и их положительная оценка, образцы поведения, создание благоприятных условий для раскрытия детьми своих возможностей при общении друг с другом.

При подготовке к занятиям подбирается учебный материал в соответствии с программными задачами. Постоянно организуется практическая деятельность детей с предметами, учитывается количество и качество дидактических пособий. Каждый последующий этап занятий вытекает из предыдущего, что помогает поддерживать работоспособность у ребенка, многократно повторять и закреплять учебный материал.

Всегда предоставляется возможность самостоятельного выбора действий нашим воспитанникам в практической деятельности, создаются ситуации, способствующие проявлению инициативы к действию со стороны воспитанника, при подборе дидактического материала учитывается зона ближайшего развития ребенка.

В своей работе мы создаем специальные педагогические ситуации, которые становятся событием в жизни ребенка. Они действенны, так как вызывают сильные переживания и стимулируют подъем познавательной активности всех воспитанников. А это помогает развитию личности вперед.

В старшем возрасте, когда у детей сформирован интерес к предметам, к их свойствам и отношениям перед ними можно ставить и познавательные задачи. В игре «Расставь по порядку» на глазах у детей, например, ставятся в один ряд матрешки, соблюдая между ними разные интервалы. Вызывается один из ребят и ему предлагается закрыть глаза. Затем берется одна из матрешек и выравниваются интервалы между оставшимися. Когда ребенок открывает глаза, ему предлагается поставить матрешку на свое место в ряду. В процессе игры дети должны подойти к понимаю принципа ряда – построения по равномерно убывающей или возрастающей линии. Если особенный ребенок испытывает затруднения, предлагается выполнить задание обычному ребенку. Это помогает вычленить принцип в данной ситуации. Затем предлагаются другие аналогичные задания, и дети с особенностями самостоятельно переносят уже имеющийся опыт.

В игре «В лес по грибы» игрушки, изображающие диких животных, «собирают» для себя запасы на зиму, например, ходят в лес по грибы. Там они могут увидеть разные по величине деревья, под которыми растут соответственно большие и маленькие грибы. Чтобы положить их в большую или маленькую корзину своим героям, дети сравнивают их по величине путем накладывания, аргументируя при этом свои действия рассуждениями (сами или с помощью педагога): «Это большой грибок, кладу его в большую корзину медведю, а это маленький грибок…» При таких видах деятельности, как игровая, общение, самообслуживание, можно необременительно и ненавязчиво включать подобные игры, гармонично вставляя их в запланированные занятия.

Не каждая деятельность вызывает эмоциональный отклик у ребенка с особенностями психофизического развития. Дети с особенностями видят, как интересно сверстникам, как они захвачены работой, затевают игру, предлагают друг другу разделить ее. Интерес детей к различным предметам, к действиям с ними должен стать объектом подражания.

В проявлении познавательной активности у детей произошли большие изменения. Если после первого года совместного обучения ребята были менее активны, то после второго – стали более заинтересованы, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Например, при выполнении упражнений на анализ, синтез, сравнение «Подбери по цвету», «Чудесный мешочек», «Составь узор» и др., ребята отвечают, стараются выполнить правильные действия. Применение в повседневной жизни полученных знаний заметно после 3-го года совместного обучения. Ребята самостоятельно справляются с выполнением заданий, игровых действий в сюжетно-ролевых играх, например, «Магазин», «Парикмахерская», «Больница». Развиты навыки самообслуживания, дети стремятся помочь друг другу.

Дети стали более подвижны в играх со сверстниками, адекватно реагируют на свои неуспехи, участливы во всех событиях, происходящих в группе, обращаются с просьбой (оказать помощь в одевании, в удовлетворении гигиенических потребностей, подать какой-либо предмет), вежливо возражают, договариваются о чем-либо со своими сверстниками и взрослыми. Ребята принимают активное участие в коллективном труде, любят выполнять обязанности дежурного по столовой, ухаживать за цветами, наводить порядок в игровых зонах.

Хочется отметить значительные перемены в отношениях обычных ребят к воспитанникам с особенностями. Сверстники научились понимать детей с физическими ограничениями, поставив себя на их место. У них появилось чувство сопереживания, доброжелательности, желание помочь, забота о ближнем. Ребята не оставят на ковре стульчик, разбросанные игрушки, которые будут препятствовать свободному перемещению особенных детей.

После выпуска из интегрированной группы 50% ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата продолжили посещение специальной группы для детей с детским церебральным параличом в дошкольном учреждении, 50% детей продолжили обучение в интегрированных классах общеобразовательной школы.

Необходимо отметить, что совместное обучение в группе выступает как общность ситуации, в которой оказались дети с разными образовательными возможностями и различной мотивационно-потребностной сферой.

Для нас всегда остается важным обеспечение связи получаемых знаний детьми с жизнью, без чего невозможно их активная адаптация в окружающем мире.

Жизнь и деятельность лиц с нарушениями психофизического развития может быть улучшена только в том случае, если произойдет рост общественного сознания по защите прав и достоинства, потребностей этой категории населения. Этого можно добиться путем привлечения внимания общества к проблемам, с которыми сталкиваются эти люди.

Важно, чтобы все признали, что лица с психофизическими нарушениями – такие же граждане, как и все прочие люди.

И мы надеемся, что у наших ребят все получится!

Петроневич Н., Комлик И.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх