Развитие познавательных процессов у дошкольников через сюжетно-ролевые игры

Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами,

а это может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Прекрасным средством помочь маленькому человеку решить его «большие проблемы», найти ответы на самые сложные вопросы, научиться воспринимать и понимать этот огромный мир является игра. В ней формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.  В процессе игры ребёнок развивается, совершенствуется духовно и физически. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Детям с признаками внутреннего психоэмоционального напряжения (несобранность, излишняя активность, агрессивность) можно помочь, познакомив с методами саморегуляции. В сюжетно-ролевую игру «Солдаты» ввести роль часового: «Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несёшь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто и чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри ещё пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

Для девочек в сюжетно-ролевой игре «Семья» можно предложить эпизод «Переезд», где дети самостоятельно передвигают мебель, меняют местами книги, посуду, игрушки: «Сделайте так, чтобы комнату было не узнать». Такие игровые упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения, выбросу негативных эмоций.

Бывает и так, что у ребёнка со слабой нервной системой укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками. Таким детям необходимо предоставлять возможность играть рядом с другими, наблюдать за ними и очень осторожно и постепенно вводить их в игру. Привыкнув к парной игре, они легче входят в играющий коллектив.

В дошкольном возрасте у детей часто встречаются серьёзные нарушения речи. Это заикание, нарушение темпа и мелодики речи. Причин заикания много, возможны элементы подражания, иногда испуга. Психологами установлено, что заикание чаще всего возникает в семьях, где к детям предъявляют слишком высокие требования. В этом случае очень полезно использовать игры с наручными куклами бибабо в сюжетно-ролевой игре «Гости» — этюд «Комплимент». Придя в гости, нужно сказать несколько добрых слов хозяевам, за что-то их похвалить. Обычно, выполняя роли кукол, дети начинают говорить без толчков.

Для речевого развития детей полезны сюжетно-ролевые игры с вербализацией действий, например: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье» и др. В игре «Магазин» взрослый или ребёнок с более высоким уровнем речевого развития рассказывает о своём товаре: «К нам в магазин привезли марокканские и испанские апельсины. Марокканские апельсины — сладкие, круглые, оранжевого цвета, но чистятся плохо. А испанские немного кислые, но крупные, жёлтые, с толстой кожурой, легко чистятся. Вам какие апельсины?» Ребёнок должен повторить описание.

В сюжетно-ролевой игре «Салон красоты» косметолог, прикасаясь рукой к лицу ребёнка, говорит: «Сейчас я нарисую глаза. Какую форму рисовать? Такую форму, больше, меньше или оставим так как есть?» При этом обводит контур глаз: «Какого цвета будут веки?» Затем в аналогичном порядке «рисуются» брови, щёки, губы. Такие игровые этюды способствуют преодолению ситуативности речи, развитию умения связно и логично строить высказывания, овладению элементами объяснительной речи.

В упражнении «Смотри, запомни, назови» детям в течение 30 секунд показывают большую картину или карту, затем её убирают и задают вопросы. Например: «Сколько деревьев изображено? Что было изображено рядом с домом?» и т.д.

В любимую игру девочек «Магазин» можно включить упражнение на развитие смысловой и механической памяти «Запоминалка». Взрослый говорит: «Купи жёлтый лимон, круглое яблоко, горький перец, белый хлеб…» и так до 10 наименований. Ребёнок, покупая товар, должен повторить все слова и правильно сделать покупки. С целью развития у детей скорости мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения) в сюжетно-ролевые игры необходимо включать следующие упражнения: «Рассели животных по месту обитания», «Каждому животному своя клетка» (сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»), «Расставь товары на полке по форме, по назначению» (сюжетно-ролевая игра «Магазин»), «Построй дом по схеме» (сюжетно-ролевая игра «Строители») и т.д.

В процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» можно предложить детям решить «хитрые задачи». Например, мальчик говорит: «Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? На столе лежат два яблока и одна груша. Сколько овощей на столе?»

С целью развития словесно-логического мышления интересны упражнения «Подбери слово», которое можно включать в любую сюжетно-ролевую игру. Педагог-психолог называет определение, к которому надо подобрать как можно больше слов таким образом, чтобы получились правильные словосочетания. Например: вкусный (пирог, торт, компот, помидор и т.д.); храбрый (воин, мальчик, охотник и т.д.).

В сюжетно-ролевой игре «Почта» упражнение «Разнеси письма» ребёнок получает задание: отнести письмо. Адрес написан на карточке, на которой в восьми клеточках расположены попарно различные геометрические фигуры в определённой закономерности. Девятая клеточка пустая. Нужно определить, что должно быть нарисовано в девятой клеточке.

Из разнообразных способов психологической коррекции самым актуальным является игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, дающий возможность помочь детям, имеющим проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов. Сюжетно-ролевая игра является источником гармонизации эмоционального состояния, развития произвольности, волевых качеств, творческих способностей и осознания ребёнком своих действий и своего личного «Я».

Психолого-педагогические воздействия средствами игры будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности ребёнка и учитывают зону его ближайшего развития.

 

Литература:

1.Заморев, С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы / С.И. Заморев. — СПб., 2002.

2.Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / А.И. Захаров. — М., 1986.

3.Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. — СПб., 2001.

4.Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. — Ярославль, 1997.

5.Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В. Крюкова, Н.П. Слободник. — М., 2000.

6.Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. — Ярославль, 1997.

7.Панфилова, М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. — М., 2001.

Т. Зинова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх