Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности — зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т.д.

Воспитатели и учителя-дефектологи, которые широко используют в своей работе игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, добиваются значительных результатов в психофизическом развитии ребёнка. На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д. ), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, а работа с дощечками — ещё и творческие способности.

Идея использования специальных дощечек заимствована мною у И.Ю. Матюгина. Привлекательность этой идеи состоит в том, что изготовить дощечки очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограничено.

Вот уже более 10 лет специальные дощечки в нашем дошкольном учреждении являются неотъемлемой частью индивидуальных занятий с детьми 4—7 лет. Организуя такие занятия, создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка, признаю за детьми право на пробы и ошибки, что позволяет им работать без напряжения и нервозности. Тем самым повышаю их внимание, которое, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию и последующему воспроизведению.

Условия работы с тактильными дощечками

Работа проводится индивидуально.

Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.

Поверхность дощечек должна быть различной на ощупь, сверху они оклеены соответствующим материалом, снизу имеют порядковый номер от 1 до 10.

Дощечки должны быть прочные, эстетичные, безопасные; размер дощечек — 6×12 см, чтобы дети обследовали их не только подушечками пальцев, но и всей ладошкой. Располагать их можно в горизонтальном и вертикальном положении.

Перед работой с тактильными дощечками желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1—2 мин).

Начинать работу надо с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10. При успешном выполнении заданий с десятью дощечками их количество можно увеличить в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Если ребёнку сложно выполнять задания с закрытыми глазами, педагог использует экран (30х40 см), который удерживает на уровне груди ребёнка, чтобы исключить возможность подсматривания. К каждой тактильной дощечке необходимо подобрать набор предметных картинок. На нашем пункте коррекционно-педагогической помощи имеются следующие предметные картинки:

№ дощечекПокрытие дощечекНаборы предметных картинок
№ 1Поверхность оклеена натуральным или искусственным мехомКошка, лиса, шуба, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка, окутанное инеем дерево
№ 2Поверхность оклеена наждачной бумагойДорога, песок, тёрка, кирпичи, кактус, роза, ржавая труба, репейник
№ 3Ворсистая фланель (байка)Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, маленький ребёнок
№ 4Застывшие капли воска со свечиОблака, сосулька, капли мёда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, клякса
№ 5Тонкая верёвка или толстый шнурокДорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны
№ 6Очищенные от серы спичкиЗабор, дерево, пила, мостик, плот, лестница, костёр
№ 7Поломанные спички (без серы)Хворост, кочки на болоте, вермишель, костёр, солома, бусы, кубики, снежинки
№ 8Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеёнка, фольга)Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет
№ 9Бархатная ткань (бархатная бумага)Трава, кисточки, верба, косы (волосы), полотенце, платье, лепестки розы
№ 10Рубчатая ткань (вельвет)Щётка, ребристая доска, карандаши, ручейки, рельсы, струнный инструмент, грядки, макароны

Задание 1

Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; учить обследовать дощечку подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными; закрепить цифровой ряд первого десятка; развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

  • Рассмотреть и ощупать первые три дощечки. Охарактеризовать их свойства (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая и т.д.).
  • Перевернуть дощечки и назвать их номера. Запомнить соответствие порядкового номера и поверхности дощечек.
  • Закрыть руки ребёнка экраном (на уровне груди). Перемешать дощечки. Ребёнок ощупывает дощечки и располагает их по порядку номеров. Экран убирают, педагог анализирует действия ребёнка. Задание выполняется со всеми дощечками, постепенно увеличивая их количество до 10.

Задание 2

Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, совершенствовать запоминание; развивать внимание, терпение, творческое воображение; поддерживать интерес к действиям с дощечками; учить детей анализировать, сравнивать, логически согласовывать дощечку и картинку; обогащать словарный запас существительными разного рода и числа; учить согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, падеже; создавать эмоциональное настроение.

  • По количеству дощечек предлагаются предметные картинки (по одной из соответствующего набора). Ощупывая дощечку, глядя на предмет­ные картинки, используя воображение и фантазию, ребёнок подбирает подходящую картинку, объясняет, почему именно эту. Например, дощечки № 1, № 2, № 3, № 4, № 5. Картинки: шуба, тёрка, персик, облака, змея.
  • Верхний ряд — подобранные ребёнком картинки. Нижний ряд — дощечки по порядку номеров. Ощупать дощечку (без экрана), согласовав прилагательное с существительным, назвать картинку. Запомнить картинку. Ощупать следующую и т.д.
  • Предметные картинки закрыть чистыми листками бумаги. Ребёнок ощупывает дощечку и по памяти называет картинку. Названную картинку необходимо открыть и сверить с правильным (неправильным) ответом. Задание проводится как без экрана, так и с экраном.
  • Дощечки остаются те же, а картинки заменяются новыми из соответствующего набора. Это даёт возможность к каждой дощечке подбирать разные существительные с помощью подходящих предметных картинок.
  • Количество предметных картинок увеличивается до 3—5 из каждого набора, одновременно на столе до 30—40 картинок. Ребёнок должен из их общего количества выбрать необходимые к соответствующей дощечке, выстроить в ряд по вертикали над каждой дощечкой. Объяснить свой выбор, ответить на вопросы учителя-дефектолога. Вопросы нужно задавать так, чтобы ребёнок мог использовать различные грамматические формы словосочетаний.

Задание 3

Цель: продолжить развивать тактильную память, логику в действиях; развивать воображение, запоминание и последующее воспроизведение; учить сравнивать, анализировать, обобщать, фантазировать; совершенствовать речевую активность.

  • Верхний ряд — предметные картинки, нижний — соответствующие дощечки. Ребёнок подбирает их самостоятельно. Обсуждает с педагогом выполненное задание.
  • Руки ребёнка закрывают экраном, учитель-дефектолог перемешивает дощечки. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, ребёнок расставляет их по порядку номеров. Экран убирают и проверяют правильность выполнения задания. Количество дощечек зависит от индивидуальных возможностей ребёнка.
  • Работа без экрана. Ребёнок закрывает глаза. Предметные картинки накрывают, две из них меняют местами. Одновременно меняются местами соответствующие дощечки. Ребёнок открывает глаза и по нарушенному порядку дощечек определяет (называет), какие картинки поменяли местами. Картинки открывают и сверяют с правильным (неправильным) ответом.
  • Аналогичное задание, но с экраном. Нарушенный порядок дощечек ребёнок определяет на ощупь, затем называет картинки, которые поменяли местами.

Задание 4

Цель: совершенствовать все виды памяти; стимулировать внимание, сосредоточенность в работе; развивать фантазию, творческое воображение; активизировать речевую активность детей; учить составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы; поддерживать у детей уверенность, положительный эмоциональный фон.

  • Ощупывая дощечку, привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок подбирает сначала как можно больше существительных, затем — как можно больше прилагательных.

Например: дощечка № 1, существительные — кошка, кот, лиса, белочка, медведь, шуба, пух, мех, ковёр, одеяло, плед, шапка. Прилагательные — пушистый (ая, ое), мягкий (ая, ое), лёгкий, тёплый, нежный, приятный, красивый, пышный, замечательный, прекрасный.

  • Ощупывая дощечку, привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок называет одно существительное и как можно больше прилагательных к нему.

Например: дощечка № 2, первое существительное — дорога. Прилагательные — широкая, узкая, ровная, извилистая, безлюдная, ожив­лённая, длинная, короткая, песчаная, утомительная, трудная, бетонная. Второе существительное — песок. Прилагательные — мелкий, крупный, сыпучий, жёлтый, сухой, влажный, тёплый, холодный, чистый и т.д.

  • Ощупать одну дощечку. Составить предложения по ассоциациям.

Например: дощечка № 10.

Электричка идёт по рельсам.

Папа взял гитару и начал на ней играть.

Дети прыгали через ручеёк.

Я сегодня всё съел, потому что на завтрак были мои любимые макароны.

  • Ощупать несколько предложенных дощечек (от 2 до 7, номера можно брать произвольно), составить один рассказ. Например: дощечки № 6, № 8.

За забором каток. Лёд гладкий и ровный. Дети весело катаются на коньках.

Дощечки № 8, № 7.

Это озеро. Вода в нём чистая и прозрачная. По озеру плавают белоснежные лебеди. На берегу горит яркий костёр.

  • Выбрать самостоятельно дощечки, разложить по своему усмотрению и составить по ним рассказ (руки закрыты экраном).

Писук Т.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх