Развитие творческой активности дошкольников в условиях школы — детского сада

Содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса в школе — детском саду содействует развитию способностей и интересов детей, формированию готовности к самостоятельной деятельности.

Учитывая ведущую роль семьи в воспитании детей, школа — детский сад и семья строят свои взаимоотношения на принципах сотрудничества открытости, несут одинаковую ответственность перед государством и обществом за обучение и воспитание детей.

С целью создания оптимальных условий для разностороннего воспитания детей учебно-воспитательный процесс строится на педагогически обоснованном выборе воспитателями и учителями программ, средств, форм и методов обучения и воспитания. Эти положения важны при формировании творческой активности дошкольника — будущего школьника.

Учитывая, что творческий потенциал детей различен, что проявление творчества, активности в игровой деятельности носит выраженный Индивидуальный характер, что каждый ребенок индивидуален и программа его развития должна быть индивидуальна, на протяжении всей экспериментальной работы, мы осуществляли индивидуально-дифференцированный подход к детям, имеющим разный уровень развития творческой активности в игре. Большей частью наша работа была направлена на детей 2 и 3 уровня развития творческой активности.

Основная наша задача по отношению к этим детям заключалась в следующем: целенаправленно обогощать практический и игровой опыт детей, постепенно переводя его в условный, игровой план, развивать игровые интересы и на этой основе расширять общение детей с товарищами, а также разбудить их активность: Обеспечить оптимальное использование опыта индивидуальной деятельности и Деятельности совместной, где требуется и инициатива, и активность всех участников, где ценится личный вклад каждого в общее дело, развивать и направлять игровую активность в общее дело, развивать и направлять игровую активность, целеустремленность детей: вызывать положительные эмоции и переживания; создать условия, где бы каждый ребенок имел возможность быть успешным, а значит активным в игровой деятельности.

Однако это не значит, что дети, относящиеся к 1 уровню развития творческой активности, остались без нашего внимания. В работе с этими детьми своей задачей мы видели: содействие дальнейшему развитию творческой активности, побуждающих детей к творческому отражению действительности во время самостоятельных игр.

С целью активизации воображения детей, направления его на создание интересных и разнообразных игровых замыслов и сюжетов, реализация которых может осуществляться в самостоятельной игровой деятельности, мы использовали следующие виды работ:

1) элементы методики ТРИЗ;

2) наблюдение в природе, живом уголке.

С целью развития способности к творческому преобразованию окружающей действительности, умения мысленно и практически создавать новое, стимулировать мысли детей, развития фантазии через творческие задания и проблемные вопросы, использовали составление рассказов по схемам-моделям и опорным словам.

Совместное придумывание рассказов и сказок помогло разбудить фантазию детей, способствовало развитию умения творчески разворачивать сюжеты игр, и помогло перевести сюжетно-ролевые игры детей на новый этап длительных игр.

Для развития творческого воображения, для формирования речевых диалогов, выразительной интонации, мимики, характеристики взаимоотношений между персонажами с детьми разыгрывались занимательные сценки песенки, потешки, небольшие стихотворения: «Буги-вуги», «Купили мы бабушке курочку».

В целях дальнейшего развития сюжета и активного участия в играх детям предлагалось пожрать в знакомые и интересные для них сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кошкин дом», «Красная шапочка».

У детей развивалось умение комбинировать впечатления, полученные из литературных источников с умением фантазировать.

Для развития умения творчески подойти к разыгрываемой роли предлагали творческие задания типа:

а) «Покажи, как веселились три поросенка».

Миша Р., в роли Наф-Нафа, улегся на солнышке и стал нежиться напевая себе что-то под нос. Юра Д. и Паша П. стали вытанцовывать.

б) «Чем могли заниматься козлята, когда козы нет дома». Света Ш. предложила поиграть в «Тетрис», лежа на диване. Артем Б. предложил, что они пекут блины, чтобы затем угостить маму. А Катя Е. сказала, что козлята делали уроки, потому что учились в школе.

в) «Как волк скажет «здравствуй» вашему другу зайцу, которого хочет съесть». После таких игр и упражнений в самостоятельных играх детей стали сплетаться и модифицироваться на ходу сюжеты различных сказок и элементы собственного опыта.

С целью развитии воображения, фантазии, умения неординарна мыслить после чтение таких сказок, как «Царевна-лягушка», «Доктор Айболит» детям предлагались проблемные задания творческого характера:

—        После того, как стрела Ивана попала в лягушку, та вдруг стала расти и вскоре достигла высоты в дом. Как же теперь Ивану принести лягушк; домой?

Денис К.: «Поехали на ней, как на коне».

Катя Е.: «Взять у нее стрелу и вырасти самому».

—        В качестве очередного испытания женам сыновей царь выбрал следующее: за высоким горами растет цветок красоты невиданной — принести его ко мне к завтрашнему утру. Как лягушке переправиться через горы?

Оля С: «Сесть на орла, и он ее перенесет».

Паша П.: «Уменьшаться-уменьшаться, пока не станешь песчинкой; которую легко перенесет ветер».

Юля П.: «А может наоборот, увеличиться и перешагнуть горы».

Задания такого рода предлагались детям и после прочтения «Доктора Айболита»:

  • Поселился как-то Айболит в жаркой, сухой пустыне. Кто мог прийти к нему лечиться? Чем бы мог их лечить?
  • Вот как-то пришла Айболиту телеграмма: «Заболел Жираф. Ждем». Отравился. Долго ли коротко ли добирался Айболит до этого места, пришел к широкой реке, а на другом берегу — Жираф. Моста нет. Как же встретиться?

Творческие задания такого типа позволили детям в своих играх выйти за рамки обычных сюжетов и внести в игры новое, интересное содержание.

Так как успех воспитательно-образовательной работы тесно связан с тем, на сколько у дошкольников стимулируется состояние эмоционального комфорта и психологической защищенности, нами проводились эмоционально-психологические тренинги: игры и упражнения «Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Мы — артисты», «Стихотворение про жирафа», «Веселая Мила», «Поиграем». «Послушай и повтори», и др. Это помогало создать в группе атмосферу доверия, эмоционального комфорта, раскрепощения, что оказывало благоприятное влияние на развитие торческой активности детей.

С целью дальнейшего развития у детей умения фантазировать, им предлагались такие задания:

  • рисование под музыку (использовалась мелодия И.С. Баха «Луе Мапа», специально аранжированная для детей);
  • «Чудесные превращения» (на основе психологического теста «Пятна Роршаха»).

Известно, что роль «носителя» и «двигателя» творчества детей в игре (исполняет познавательная деятельность. Разве может что-нибудь выразить ребенок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества. Поэтому с целью обогащения знаний, умений, навыков, расширения игрового опыта с детьми проводилась разнообризная работа, включающая в себя:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • чтение произведений художественной литературы;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • игры-лото;
  • игры-занятия;
  • решение творческих заданий и т. д.

Дня этого нами были составлены примерные перспективные планы по формированию и активизации игр, в которых чаще всего играют дети.

Использовался метод фокальных объектов.

Предлагалось детям перечислять признаки наугад выбранного объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другими объектами. Например, кукла — с волшебными волосами, соломенная, пластмассовая, резиновая, потерянная — эти признаки поочередно рассматриваются на других объектах.

С достаточной степенью достоверности объяснить, когда в таких случаях необычных признак может быть у данного объекта.

Интерес вызвал метода каталога.

С помощью поочередно заданных детям вопросов и выбранных наугад слов создается текст сказки. Дети рассматривают варианты составленной истории, самостоятельно придумывают окончания.

Проведенные исследования и полученные данные подтвердили то, что качества творческой активности дошкольников развиваются в условиях постоянного использования воспитателем творческих задач в различных видах деятельности, зависят от умения воспитателя использовать элементы ТРИЗ. Такая система работы оказывает положительное влияние на формирование детей устойчивых знаний и умений, интерес к такого рода занятиям.

В процессе исследования выяснилось, что на формирование у детей творческой активности оказывают положительное влияние: творческая активность воспитателя, посильная помощь родителей (практического интеллектуального характера), личная заинтересованность воспитателя и родителей в положительном результате, подготовка воспитателя по новой методике, создание определенного стиля деятельности школы — детского сада по использованию новаторских методик.

Т.В. Поздеева


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх