Развивающие методы педагогической поддержки детей от рождения до 3 лет

Они способствуют решению основных задач педагогической поддержки ребёнка от рождения до трёх лет. Это методы постановки проблем, проектирования, самопознания родителями существующих и потенциальных воспитательных отношений и альтернатив их реализации, методы осмысления, методы конструирования адекватных способов реализации опыта, методы самоанализа.

Методы постановки проблем включают различные приёмы ведения беседы, позволяющие педагогу создавать условия для осознания родителями противоречий, с которыми они столкнулись в процессе воспитания ребёнка от рождения до трёх лет. В качестве основных выделяют слушание, молчание, «поддерживающие знаки», «отворяющие ключики», постановку вопросов.

Внимательно слушая, педагог даёт возможность родителю говорить о том, что его беспокоит, помогает очищению и облегчению чувств и эмоций, помогает понять свои чувства, говорит о готовности помочь. Молчание усиливает эффект принятия чужой речи. Лицо, глаза, поза — всё выражает внимание и желание слушать. Взрослый видит и чувствует, что его понимают, и это вызывает его на откровенность.

Метод проектирования включает различные способы взаимодействия педагога и родителей, способствующие определению перспектив развития воспитательных отношений и постановке задач их развития. Он позволяет проявить родителям самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Конечной целью метода становится воспитание личности родителя, способной ставить перед собой значимые цели, находить способы и средства их достижения на основе самообразования, побуждение к самовоспитанию. Преобладающим моментом является не трансляция знаний, а идея развития, когда за каждым родителем признаётся его самобытность, индивидуальность, позволяющие реализовывать свои способности. Основные шаги метода: определение проблемы, приёмов исследования, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Самопознание, осмысление и самоанализ, будучи рефлексивными по своей сути, осуществляются не только через самосознание, но и через познание партнёров по общению, понимание своей актуальной роли. Данные методы способствуют осмыслению родителями своих особенностей ребёнка и существующих воспитательных отношений, их альтернатив. Предполагают постоянную апелляцию педагога к сознанию взрослого, побуждая его размышлять относительно того, что составляет для него личностно-ценностный смысл воспитания ребёнка от рождения до трёх лет, совместной с ним жизни. Приёмы такого побуждения могут быть самыми разнообразными. Среди них в психолого-педагогической практике выделяются:

  • постановка перед человеком вопросов о смысле;
  • обсуждение возможных последствий того или иного поступка;
  • привлечение житейских ситуаций, метафор; рассмотрение значений для человека абстрактных понятий, обозначающих общечеловеческие ценности (любовь, счастье и т.д.);
  • самоописание родительского опыта;
  • самопрезентация себя как родителя;
  • обратная связь;
  • использование примеров из литературных источников;
  • обсуждение разных точек зрения на проблему и др.

Метод самоанализа способствует решению задачи оценки эффективности выбора в воспитательных отношениях. Он заключается в организации педагогом самостоятельного отслеживания и анализа родителями изменений в воспитательных отношениях, выстраиваемых на основе собственного выбора. Эти изменения касаются самих родителей, особенностей их взаимодействия с ребёнком, поведения ребёнка. Данный метод осуществляется в вербальной или письменной форме.

Самоописание родительского опыта — способ осознания имеющегося опыта воспитания ребёнка, позволяющий взглянуть на него со стороны, по-новому оценить пройденный путь взаимоотношений с ним, найти подсказки для решения имеющихся проблем, глубже понять смысл воспитания малыша, проследить динамику отношений с ним. В результате происходит более глубокое осознание собственных родительских качеств, способов взаимодействия, достижений и неудач, достоинств и недостатков. Самоописание родительского опыта имеет следующие виды: актуальное — самоописание своего опыта в настоящее время; ретроспективное — самоописание опыта в предыдущие этапы жизни; идеальное — описание опыта, к которому следует стремиться, эталонное представление опыта.

Метод самопрезентации себя как родителя — способ осознания себя как родителя, представлений о себе как родителе, своих особенностей, ценностных ориентаций в построении воспитательных отношений. Имеет следующие виды: актуальная, ретроспективная, идеальная самопрезентация. Актуальная — как родитель видит и осознаёт себя как родитель в настоящее время. Ретроспективная — как родитель видит и осознаёт себя как родитель по отношению к предыдущим этапам жизни. Идеальная — каким родителем хотел бы видеть себя, эталонное представление о себе как родителе.

Метод самонаблюдений — способ осознания родителями того, что они способны эффективно влиять на развитие ребёнка, вовремя заметить возникшие проблемы, скорректировать собственную деятельность по отношению к нему, создать условия для продвижения вперёд, помочь ему справиться с трудностями.

Суть метода состоит в еженедельном контроле за изменениями в развитии ребёнка, который осуществляют сами родители, имеющие возможность наблюдать его в различных ситуациях. Структура предлагается всем родителям, внешнее оформление допускается в любой форме, исходя из их творческих возможностей. Предварительно с ними целесообразно провести беседу, в ходе которой подчеркнуть, что им представляется уникальная возможность стимулировать развитие своего ребёнка и одновременно наблюдать его достижения. Для каждого года содержание дневника частично видоизменяется.

Самоконтроль родителей осуществляется по шкале общения А.И. Баркан. В конце недели каждому отцу или матери предлагается обвести или выписать для себя те формы общения, которые они использовали преимущественно. Затем подсчитать их количество в каждом столбце и вывести соотношение, чтобы сравнить с достижениями сына или дочки и сделать соответствующий вывод для себя. Интерпретация результатов следующая. Если количество положительных форм преобладает, значит родители создали благоприятную атмосферу и стимулируют развитие ребёнка. Если формы находятся в равных соотношениях, это сигнал тревоги. А если отрицательные формы превалируют, взрослым необходима помощь со стороны специалистов или самостоятельное изменение линии поведения. Наблюдение должно быть направлено на то, чтобы вовремя заметить возникшие проблемы, скорректировать собственную деятельность.

Использование данных методов особенно актуально на начальной стадии формирования родительских позиций. Они помогают анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины педагогических удач и просчётов, осуществлять выбор способов взаимодействия.

Использование родительских сочинений — способ осмысления собственного опыта воспитательных отношений, определения и осмысления их альтернатив, проявляющийся в постановке конкретных вопросов о решении существующих задач и альтернатив, в оценочных высказываниях, представленных в письменной форме.

Анализ педагогических ситуаций, примеров из литературных источников, обсуждение нескольких точек зрения на проблему помогает осознанию того, что существуют иные подходы к воспитанию, их осмыслению, установлению ассоциации с собственным педагогическим опытом, рефлексивному отношению к нему, выбору альтернативы, а также осознанию того, что могут быть разные способы решения проблемы (активный или пассивный), пониманию того, в каких ситуациях реальной жизни эффективен каждый способ решения проблемы.

Решение проблемных задач семейного воспитания — способ осознания воспитательных приёмов, родительского поведения, побуждающий родителей к анализу и поиску оптимального способа родительского поведения.

Тренинговые игровые упражнения и задания позволяют в игровой форме моделировать варианты своего поведения, способствуют расширению представлений родителей о воспитательных проблемах.

Анализ родителями детского поведения во взаимодействии со взрослым — способ увидеть свой педагогический опыт со стороны, поразмышлять над мотивами поступков ребёнка, понимать их с точки зрения индивидуальных и возрастных потребностей.

Обращение к опыту других родителей — побуждает родителей к обмену опытом, активизирует их потребности анализировать собственные удачи и проблемы в воспитании, соотносить их с приёмами и способами воспитания других отцов и матерей.

Эффективным методом является организация взаимодействия родителя с ребёнком. Это педагогически целесообразное вовлечение обоих в разнообразные виды социального взаимодействия, сопровождаемое анализом родителями ценностных отношений, чувств, способов взаимодействия.

Р. Косенюк


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх