Ребёнок-дошкольник: как добиться его послушания

Советы отечественных и зарубежных педагогов

Непослушание ребёнка проявляется в самых различных формах: он не выполняет принятый в семье распорядок, отказывается выполнять требования отца, матери, других членов семьи. Проявляя непослушание, малыш может хлопать дверью, кричать, стучать, плакать, бросать игрушки, книги, одежду, вещи, бить домашних животных, меньших братьев и сестер, отказывается одеваться, раздеваться, вырываться из рук родителей, выбегать на проезжую часть дороги, падать на пол и т.п.

Психологи устанавливают возможные причины непослушания. Среди этих причин выделяются наиболее часто встречающиеся. Рассмотрим их.

Недостаток родительского внимания. Ребёнок, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, нуждается в родительском внимании. Если эта его естественная потребность не удовлетворяется ребёнок может проявлять непослушание. В этом случае его поведение является одним из способов привлечь к себе внимание родителей, заявить о своём существовании, своей значимости.

Возрастные кризисы (критические периоды) в жизни детей. Для жизни детей характерны определённые возрастные кризисы: 1-го года жизни, 3 лет (2—4), 7 лет (6—8), 13 лет (11—15). Указанные хронологические рамки по годам условны. Например, кризис 3 лет может сдвигаться 2 или 4 годам. Подростковый кризис тоже может сместиться. Длительность, острота и форма их протекания различаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребёнка, социальных, микросоциальных условий, специфики воспитания в семье или в конкретном учреждении образования.

Отсутствие необходимой любви и привязанности между родителями и ребёнком. Непослушание ребёнка может проявляться в тех случаях, когда он чувствует, что его не любят, что относятся недостаточно тепло, нежно и искренне. Такое холодное отношение родителей приводит к ослаблению чувства взаимной привязанности. Когда ребёнок чувствует то, что недостаточно любим или вообще нелюбим, он начинает сопротивляться, самозащищаться, отстаивать свою значимость. И одним из способов самозащиты и привлечения внимания к своей личности является проявление непослушания в самых неожиданных формах на основе такого правила «Как вы ко мне относитесь – так и я к вам».

Нарушение меры между поощрениями и наказаниями. Методы поощрения способствуют формированию у ребёнка чувства собственного достоинства, дисциплинированности, послушания, ответственности. В то же время методы наказания содействуют торможению негативных проявлений посредством отрицательной оценки поступков с целью вызова чувства вины и раскаяния. Если применение этих методов пропорционально сгармонировано, не нарушаются меры в применении, то их воздействие на ребёнка будет действенным. Однако практика семейного воспитания показывает, что большая категория родителей нарушает пропорцию между поощрениями и наказаниями, применяя чаще всего наказания. Нарушение указанной пропорции вызывает у детей протест, гнев, злость к родителям, что порождает разного рода непослушания.

В семейной практике родители используют различные подходы к воспитанию послушания у детей.

Самые эффективные подходы к воспитанию у детей послушания, рекомендуемые большинством учёных и опытных родителей, сводятся к двум основным.

Первый подход, основанный на том, что родители должны дать детям в раннем возрасте представление о дисциплине, порядке, ответственности при помощи внешнего воздействия.

Проявляя непослушание и неуважение, ребёнок проверяет надёжны ли границы дозволенности со стороны родителей и других членов семьи. Уверенность его укрепляется, если он знает границы дозволенного. В знании этого предела закреплена увереность. Когда в семье атмосфера именно такая, то дети живут в полной безопасности, свободе и взаимопонимании.

Пример, подтверждающий эффективность подхода. Его приводит известный в США специалист по проблемам семьи и воспитания детей Джеймс Чарльз Добсон (доктор Добсон). Учёный-теоретик решил убрать ограду, которая окружала двор детского сада. Он думал, что дети почувствуют большую свободу, если исчезнет барьер, ограничивавший их передвижение. Когда решетку убрали, то неожиданно дети стали держаться поближе к центру двора, где играли. Они не только не пытались выйти за пределы двора, но даже не отважились подходить к краю площадки.

Эксперимент доказывает то положение, что знание ребёнком определённых границ даёт ему ощущение безопасности и послушания. «Когда атмосфера в доме именно такая, то дети живут в полной безопасности.  Они скорее всего не попадают в беду, если, конечно, сами не станут напрашиваться на неприятности. И до тех пор, пока ребёнок держится в пределах дозволенного, будут сохраняться радость, свобода и взаимопонимание».

Второй подход, основанный на применении в большей степени поощрений, чем наказаний. Наказание только на время останавливает негативные поступки и действия, а поощрение поддерживает положительные, закрепляет, стимулирует гуманные устремления и поведение.

Наказывая ребёнка, мамы и папы пытаются блокировать его отрицательные поступки. Но лишают возможности принять ответственное решение за свои действия. В этом суть главной ошибки родителей. Ребёнок, особенно в подростковом возрасте, получает массу наказаний: брань, осуждение, обеспокоенный совет, разного рода свидетельства неодобрения его поведения, а подчас и преисполненные ещё большего отчаяния попытки контроля. То же, в чём ребёнок действительно нуждается в такой ситуации, – это помощь, содействие и поощрение выбора линии поведения на принятие собственных решений.

Чечет В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх