Режиссерская игра у дошкольников

Детство неотделимо от игры и игрушки. Согласитесь, что не существует здорового маленького ребенка, который вообще не играет. Создается впечатление, что игра возникает сама по себе, и неискушенному наблюдателю кажется, что это естественное проявление детской натуры, которое не обладает большой значимостью и не требует к себе пристального внимания взрослых. Однако это далеко не так.

Игра — особая, внутренне мотивированная, естественная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, в которой зарождаются и формируются все его психические процессы, происходит становление личности. Значимость игры для развития ребенка настолько велика, что она привлекала и привлекает внимание многих ученых, которые в своих трудах убедительно доказывают ее развивающее и формирующее значение.

Для того, чтобы разобраться, какие же игры можно считать ведущими, обратимся к исследованиям Л. А. Венгера. Он считал, что игра обладает как специфическим, так и неспецифическим развивающим значением. При этом неспецифическое значение он связывал с регламентированными взрослым формами игры, которые обладают дидактической (обучающей) функцией, что само по себе, конечно же, важно.

Особое влияние на ребенка оказывают театрализованные игры, сюжетно-ролевые и режиссерские. Первые режиссерские игры возникают из индивидуальных игр маленького ребенка. Реализуется она в индивидуальных играх малыша с игрушками и другими предметами, которые не требуют умения устанавливать игровые контакты и учитывать пожелания партнеров. Хотя персонажей первых режиссерских игр мало, а сюжет, отражающий личный опыт ребенка, не сложен и однообразен, недооценивать значения начальных режиссерских игр нельзя. Ведь этой игре, несмотря на кажущуюся примитивность ее внешнего рисунка, присущи все признаки ведущего вида деятельности.

Необходимо, чтобы в игровом пространстве малыша были небольшие по размеру (соразмерные руке ребенка) устойчивые предметно- и природно-тематические игрушки («образные»).

Пример. Саша (2 года 8 месяцев). Катает по столу маленькую машинку. Гудит, как машина. Провозит ее несколько раз от одного края стола до другого. Увидел маленькую игрушечную тарелку: «Все, шофер устал. Он обедать пошел. А где шофер?» Берет игрушечного зайчика: «Садись, шофер, кушай».

Важным моментом является использование детьми процесса замещения, который преобразовывает реальное, настоящее действие в условное, игровое. В этом маленькому ребенку помогают так называемые предметы-заменители, которыми дополняют уже существующие игрушки. Так, палочка может «превратиться» в расческу или ложку, кубик — в машину и т. д.

Еще один вид игрушек для использования в режиссерской игре должен пополнить игровую среду маленького ребенка. Это — «персонифицированные» игрушки. Они представляют собой фигурки, обладающие внешним сходством с самим ребенком и с окружающими его людьми. Такие игрушки помогают ребенку в формировании образа «Я», подразумевающего сложное по своей структуре представление ребенка о самом себе, которое включает такие элементы, как восприятие собственной внешности, способностей, а также понимание себя в отношениях с окружающими людьми в различных ситуациях.

Говоря о значении начальных режиссерских игр, необходимо помнить о том, что они являются базой для развития коллективных сюжетно-ролевых игр в более старшем возрасте. Именно в начальных режиссерских играх ребенок впервые использует ролевые диалоги, когда обращается от лица одной игрушки-персонажа к другой. Эта практика ролевой коммуникации пригодится в последующих коллективных сюжетно-ролевых играх.

Режиссерская игра на всех уровнях своего развития активно сопровождается речью детей, стимулирует ее развитие. Режиссерская игра детей среднего дошкольного возраста часто представляет из себя комбинирование сюжетов знакомых им литературных произведений и мультфильмов. На их основе ребенок создает собственный сюжет, «перепутывает» знакомые истории, вводит в них новых героев, свои личные впечатления. В этом помогают игрушки — герои сказок, мультфильмов и, конечно же, предметы-заменители. Также большое значение для развития сюжета имеют обобщенные, условные, или, как их называют еще, абстрактные игрушки. Е. М. Гаспаров, один из немногочисленных ученых, изучающих режиссерскую игру, в своей работе «Режиссерские игры дошкольников с отклонениями в поведении» приводит такой пример: «При введении в игру специального обобщенного экспериментального материала (кубики размером от 2,5 до 7 см с нанесенным на одну из граней в верхней части изображением схематического лица с разным эмоциональным выражением) игра детей резко активизировалась. Обобщенные игрушки использовались ребенком как действующие лица в возникающей игре, наделялись ролями (с опорой на выражение лица)».

Играя, ребенку приходится обдумывать действия, выдерживать характерную для отдельных героев линию поведения или великодушно изменять ее, когда, например, «злой» персонаж раскаивается и по воле ребенка становится «добрым». Несмотря на многочисленность персонажей, каждому из них ребенок придает особый речевой и поведенческий колорит. Режиссерская игра может принимать и групповые формы, объединяя несколько детей. Примером таких игр служат игры в «солдатиков», где у каждого ребенка своя «армия», или кукольные дома, где «живут» персонажи — члены семей, которые ходят друг к другу в гости, путешествуют и т. д. Творческие, в том числе и режиссерские, игры являются важнейшим в дошкольном возрасте средством усвоения на более качественном уровне знаний, которые получает ребенок во взаимодействии с окружающим миром.

Ребенок, с раннего возраста использующий предметы-заменители и абстрактные игрушки, при необходимости легко воспользуется ими и в усложненных вариантах режиссерской игры. Однако игрушки, которые помимо ролевой функции несут в себе образовательную информацию, ребенку просто необходимы. Дело в том, что он получает разнообразные, порой далекие от его личного опыта, знания, например, о началах астрономии. Наиболее эффективному усвоению знаний способствует использование игрушек, дающих представление о том, что такое, например, спутник. Пользуясь на начальных этапах творческой режиссерской игры «реальными» игрушками, ребенок будет легче представлять мир космоса, что создаст условия для дальнейшего развития «космической», в нашем примере, тематики

Особым подвидом режиссерской игры является игра с рисунком. Конечно, не всегда ребенок играет, когда рисует, но очень часто существенным для него является не изображаемый предмет, а образы, которые он оживляет и которые взаимодействуют друг с другом в придуманной условной игровой ситуации.

Пример. Саша (5 лет) играет — рисует одноцветным карандашом военные действия. Каждое из них комментирует вслух. Потом берет оранжевый фломастер, резкими движениями хаотично заштриховывает рисунок. «Ба-бах! Взрыв! Всех врагов убило. А наши в лес убежали».

«В данном случае, — говорит С. Л. Новоселова, — ребенок рисует не для того, чтобы что-то изобразить или передать впечатления (задачи изобразительной деятельности), а осваивает действительность в игровой форме, являющейся размышлением ребенка о мире, и более того — своеобразной теоретической мыслью ребенка».

Режиссерская игра… Ее мир еще до конца не изучен. Ее польза для развития ребенка огромно. Она дает ребенку возможность почувствовать себя творцом в наиболее свободных условиях.

О. Дрозд


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх