С чего начать сотрудничество детского сада и семьи?

Семья для ребенка-дошкольника — жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Оптимальной является ситуация, в которой каждый человек имеет две семьи: родительскую, в которой он родился и вырос, и семью, которую он создал сам. К сожалению, для многих детей это проблема.

Многие граждане, мужчины и женщины, достигнув зрелого возраста, не вступают в брак, оставаясь одинокими. Появилось большое число неполных семей. Сегодня у нас в стране, в силу сложившихся обстоятельств, семья переживает не лучшие времена и нуждается в разносторонней помощи и поддержке со стороны государства, общественных организаций и т. п. В условиях дошкольного учреждения мы можем оказать ей социально-педагогическую помощь.

Но, чтобы она была конкретной и своевременной, нужно изучить особенности семьи, ее запросы, потребности в помощи и установить отношения доверия, осуществлять взаимодействие с семьей не от случая к случаю, а в системе, обязательно иметь обратную связь. С чего же начать? Лучше всего — со следующих шагов:

  • познакомиться с родителями и детьми, их семьями в процессе домашних визитов, бесед, анкетирования и т. п.;
  • изучить потребности, запросы родителей в помощи, а также выявить опыт семейного воспитания на основе анкетирования, опроса;
  • провести качественный анализ семей воспитанников, выявление неблагополучных семей и семей группы «социального риска» (многодетные, малообеспеченные, неполные,  измененные (с повторным браком), семьи, имеющие аутичных (трудных) детей и т. п.);
  • составить социально-педагогический паспорт каждой группы, а затем всего дошкольного учреждения;
  • изучить индивидуальные особенности развития и воспитания детей в процессе наблюдения, бесед с детьми, воспитателями, родителями, анкетирования, домашних визитов и др.;
  • своевременно выявить детей с отклонениями нервно-психического развития (проявлениями неврозов), испытывающих страхи, страдающих тиками, энурезом, энкопрезом, нарушением сна, заиканием, проявляющих упрямство, плаксивых и др.

Необходимо помнить, что наличие двух и более видов отклонений, проявлений неврозов свидетельствует о серьезных проблемах в развитии ребенка.

Разобраться в источниках и видах нервности — довольно непростая задача, и, никто не требует от воспитателя точной диагностики и обязательств вылечить ребёнка. Это должны делать специалисты. Но, воспитателю нужно своевременно обратить внимание на болезненные проявления ребёнка, квалифицировав их как проявления нервности, а не как своеволие или капризность.

«Изолированными» и «отверженными» обычно оказываются дети с неврозами, неспособные постоять за себя и утвердить свою позицию среди сверстников силой.

Данные, полученные в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением детей в группе, обсуждаются с родителями и становятся основой для составления программ оказания помощи нервным детям с неярко выраженными невротическими реакциями.

Это направление деятельности очень важное, так как в каждой группе есть такие дети и обеспечение психологического комфорта, как основы психического здоровья, для каждого ребенка — главная задача воспитателя;

1) подготовить педагогов к осуществлению:

  • коррекционной работы с детьми, в том числе имеющими невротические реакции;
  • взаимодействия с семьёй (знать особенности проведения работы с семьями разных социальных групп, типов семьи, владеть навыками общения с родителями, технологией домашнего визита).

С целью повышения профессионального мастерства педагогов и подготовки их к взаимодействию с родителями заведующая дошкольным учреждением, заместитель заведующей, социальный педагог, психолог проводят различные семинары, консультации, тренинги, дискуссии, решение педагогических ситуаций и т. д.;

2) Планировать работу с семьей с учетом полученной информации.

При планировании учитываются:

  • участие родителей в обсуждении и планировании работы с семьей;
  • тематика, содержание деятельности с родителями в зависимости от их запросов, проблемного поля;
  • формы работы с родителями (индивидуальные, групповые, дифференцированные, наглядно-информационные);
  • работа с семьями групп «социального риска» и неблагополучными семьями;

3) при реализации плана осуществлять его коррекцию с учетом сложившейся ситуации;

4) проанализировать и оценить деятельность с детьми и семьей за год, построить блок целей следующего учебного года. В настоящее время становится актуальным планирование деятельности с родителями на ближайшую перспективу (на три-четыре года. Такой подход позволит определить стратегию взаимодействия с семьей, прогнозировать и видеть результаты деятельности в динамике.

Таким образом, проделав эти последовательные шаги, вы будете иметь полную информацию о детях и их родителях. И есть уверенность в том, что качественное внедрение намеченных планов обеспечит успешное взаимодействие педагогов и родителей во благо ребенка.

А. Гуз


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх