Семейная педагогика

Семейная педагогика — это самостоятельная отрасль знания о воспитании детей в семье, представляющей собой самую благоприятную и естественную среду для развития ребёнка. Незаменимость семейного воспитания сейчас признана повсеместно и подчёркивается в Конвенции ООН о правах ребёнка — самом гуманном из всех принятых мировым сообществом документе.

Специфическими особенностями семейного воспитания считаются его пролонгированность, т.е. длительность, и эмоциональность: оно построено на любви родителей к детям, которая пробуждает ответную любовь. Ласковое обращение взрослых с младенцем — объятия, поглаживания и пр. — удовлетворяют не только заложенную от природы физиологическую потребность ребёнка в тактильных ощущениях (от латинского takt — прикосновение), но и потребность более высокого порядка: в эмоциональном общении, безопасности и защите. Недаром народная педагогика донесла до нас из глубин времён приёмы, направленные на удовлетворение этой потребности, — стишки, потешки, прибаутки: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…», «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки…».

Установлено, что новорождённому для нормального физического, интеллектуального и иного развития недостаточно одного ухода, ему нужен человек, доступный для контакта, так называемый «референтный» (значимый) взрослый. В серьёзных научных трудах можно встретить исторический анекдот, который иногда связывают с именем прусского императора Фридриха ІІ. Якобы этот правитель в «припадке патриотизма» решил проверить, на каком языке заговорят дети, если с ними не общаться. Он был уверен, что у немецких детей и речь будет немецкой. Для проверки «гипотезы» император запретил сиделкам одного приюта общаться с детьми, хотя физический уход малышам был обеспечен. В результате все дети в приюте умерли, и психологи объясняют это неудовлетворённой потребностью в эмоциональном контакте.

Реакцией ребёнка на удовлетворение потребностей является чисто человеческое, не свойственное остальным представителям животного мира проявление — улыбка как свидетельство эмоционального комфорта в конкретный момент. А в итоге у ребёнка закладывается чувство базового доверия к миру (Эрик Х. Эриксон), которое является основой для пробуждения собственного «Я», развития познавательной активности, самоконтроля, способности к управлению собой и другими.

Условия формирования базового доверия к миру едины для различных народов и культур: человек доверяет обществу в той же мере, в какой он научился доверять матери (другому значимому взрослому). Таким образом, из отношения к матери у ребёнка рождается отношение ко всему миру.

Люди с хорошо сформированным чувством базового доверия открыты, уверены в себе, настроены на налаживание конструктивных и близких отношений с окружающими, готовы решать возникающие проблемы и противостоять стрессу.

Правда, для достижения будущего благополучия ребёнку важно осознать и существование опасностей, причём этот кризис «доверия-недоверия» должен в самом общем виде разрешиться до конца второго года жизни.

Если же у него из-за отсутствия или недостатка эмоционально насыщенного общения не сформируется чувство базового доверия к миру, то следствием становится материнская депривация (от латинского рrivo — лишение), которая проявляется в тревожности, низкой самооценке, замкнутости, неспособности к усвоению большого объёма сведений и пр.

В последние годы в педагогику вошло понятие «социализация», что подразумевает привитие норм и правил поведения, принятых в конкретном обществе. Процесс социализации начинается в младенчестве и продолжается до самой старости, и в нём можно выделить три этапа, которые повторяются при попадании человека в разные условия. Для ребёнка это будет семья, группа детского сада, дворовая компания, первый класс школы, спортивная секция и др.

Первый этап социализации — это адаптация или приспособление к требованиям окружающих. Но это приспособление не должно приводить к полному подчинению, иначе человек может раствориться в окружении, потерять самостоятельность.

Поэтому вторым этапом социализации должна стать индивидуализация, сохранение неповторимости собственного «Я», что невозможно без «пространства для развития личности», наполненного так называемой «атрибутикой». Первое подразумевает дистанцию между ребёнком и другими людьми. Нельзя постоянно жить «впритирку» друг к другу, растущему человеку необходимо место, где он может в одиночестве подумать, как прошёл день, всё ли сделано правильно, что желательно изменить. А во-вторых, у каждого ребёнка непременно должны быть только ему принадлежащие вещи (игрушки, книжки) и уголок для их размещения. Отсутствие пространства для развития личности и атрибутики тормозит развитие способности к самоконтролю, планированию поведения.

На третьем этапе социализации — интеграции, приспособившись к окружающему и сохранив при этом самостоятельность, ребёнок сможет проявлять активность, удовлетворяя потребность в самоутверждении. А смена обстановки, адаптация к различным условиям формирует у детей гибкость и способность налаживать широкие социальные связи. Следовательно, посещение ребёнком различных кружков, секций, клубов и пр. позволит ему с возрастом становиться всё контактнее и успешнее.

Действительно, бывают воспитатели, что называется «от Бога», но обычно родители идут долгим путём проб и ошибок. Сократить их количество помогает знание закономерностей формирования личности и требований к методам воспитания. Ведь ребёнок не появляется на свет ни злым, ни добрым, ни трудолюбивым, ни ленивым, однако он от природы наделён задатками, на основе которых развивались личностные качества и творческие способности. Так, общение с родителями приводит к возникновению привязанности, благодаря которой ребёнок учится сотрудничать: не только брать, но и отдавать. Все взрослые привязанности питаются детским опытом.

Для интеллектуального развития детей необходимо включать в разнообразную деятельность, начиная с игр, поставляющих малышу первую информацию. Причём, имеет значение не столько количество игрушек, сколько их разнообразие и назначение: для ролевых игр (куклы, наборы посуды и мебели), для манипуляций (кубики, конструкторы) и др. Одновременно ребёнок может использовать несколько игрушек, но всё же их количество не безгранично. Поэтому с угасанием интереса родители могут убирать наскучившие игрушки, чтобы после перерыва ребёнок воспринял их как новые.

Предыдущая статья: Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх