Семейный фон и познавательное развитие ребенка

За последнее столетие проведено достаточно много исследований, доказывающих, что познание и, особенно, успехи в образовании связаны с так называемым семейным фоном, или семейной ситуацией. Начиная с теории Ф. Гальтона о «наследственной гениальности», было доказано, что дети из среднего класса, а также дети более образованных родителей, добиваются больших успехов в образовании, обучаются как можно дольше и имеют высокие профессиональные достижения в будущем. Они также лучше выполняют диагностические тесты на показатель интеллекта IQ. Социально-экономическое состояние семьи (СЭС) все еще справедливо считается хорошей предпосылкой успешного образования детей.

Исследование роли «социального адреса» (Bronfenbrenner U., 1979, 1986) сосредоточено в большей степени на сравнении интеллекта людей с различным «социальным адресом», чем на изучении имеющихся у них познавательных структур или процессов. Часто эти результаты толкуются неоднозначно. Корреляция между мерами СЭС и результатами познавательного развития не сильно высока. Важно иметь в виду, что изучение влияния социального адреса на интеллект не соответствует правилам исследования влияния наследственных факторов. Дело в том, что исследования, в ходе которых ученые пробуют контролировать наследственные различия в интеллекте, особенно показатель интеллекта IQ матери или образовательный уровень родителей, обычно доказывают, что корреляция между семьей и хорошей успеваемостью детей в школе или в тестах IQ низкая.

В исследовании (Вroman S., 1987), проведенном в США, была обследована большая группа детей от рождения до младшего школьного возраста с целью выявления причин познавательного отставания. Результаты этой работы предлагают различные причинные модели среднего отставания в развитии интелекта (между 50 и 69 IQ) и сильного замедления (менее 50). Сильное замедление может быть связано с явными проблемами центральной нервной системы, главным образом, синдромом Дауна, или заболеванием краснухой беременной женщины, или заболеванием менингитом ребенка сразу после рождения.

Существуют также различные причинные факторы у детей со средней степенью задержки развития интеллекта. Первый связан с социально-экономическим статусом. Следующие факторы — с низким уровнем образования матери, с ее более низким возрастом при рождении ребенка, с меньшей материнской заботой, особенно в первые годы жизни ребенка, и с плохой домашней обстановкой. Имеется некоторая зависимость между интеллектом и недостаточностью плацентарного функционирования, жизненно важных пренатальных условий. Эти факторы могут быть причиной олигофрении, но они менее значимы, чем социальные при определении различий между детьми среднего отставания в развитии интеллекта и детьми нормальной границы. С. Броман и соавторы заключают, что причины умеренной олигофрении чаще всего не медицинского характера, а социального, а также  преобладающее влияние оказывают параметры окружающей среды.

Каждый человек живет в своей собственной уникальной среде, несмотря на совместное проживание с кем-либо. Исследователи (McCall R. B. (1983), Scarr S. (1985), Plomin R. (1989, 1991), Plomin R., Daniels D. (1987)), например, уточняют, что имеются очевидные различия внутри семей. Как комментируют ученые (Plomin R., Daniels D., 1987), это тема для дискуссии. Их анализ говорит об адекватных различиях между дисперсией в пределах семьи и общей дисперсией ошибки. Нет достаточно убедительных доказательств, что «неразделяемая среда» могла бы показать, является ли именно семья главной причиной различий в умственном развитии детей. Детский опыт в семье может отличаться из-за порядковой позиции ребенка среди родных братьев и сестер. Как утверждает Д. Блейк (1989), первенецы могут иметь раннее и лучшее развитие речи (включая вышеупомянутые показатели интеллекта) и лучшие показатели психического развития, чем их младшие братья и сестры, особенно в больших семьях с малой возрастной разницей братьев и сестер. Первенцы, как известно, получают больше внимания и языковой практики со стороны родителей.

Они чаще становятся лидерами в играх, имея преимущество в умениях. Но они в большей степени находятся под давлением со стороны родителей. Их относительно продуктивная деятельность может быть принята как доказательство положительного результата детско-родительского взаимодействия. Но это не легко объяснить, не изучив условий внутреннего семейного взаимодействия. Нет никакой очевидной генетической причины, по которой первенцы должны быть более интеллектуальны, несмотря на то, что младшие дети могут страдать оттого, что их родители уже не так молоды. Однако репродуктивные проблемы имеются и у очень молодых матерей.

Д. Блейк обнаружила различия в общих образовательных достижениях у детей в малых и больших семьях. Те, кто росли в больших семьях, реже оканчивали среднюю школу, меньше имели какие-либо степени градации, существующие в образовании (или же затрачивали повторно усилия, чтобы их иметь), а также более низкие показатели интеллекта по вербальной шкале и не стремились к дальнейшему образованию. Их достижения были сильно сдержаны социальным происхождением, они были меньше уверены в своих способностях и во время обучения в школе каждый раз стремились подтверждать только уже имеющиеся результаты. Эти различия между малыми и большими семьями обнаружены во всех социальных группах, хотя они смягчены другими социальными силами, такими, как высокое родительское социально-экономическое состояние, акцент на важности образования или исключительная связь между родственниками в семье.

Причина этих различий заключается в том, что усилия родителей в поддержке познания своих детей являются важным фактором, влияющим на их развитие, и что эти родительские усилия «разбавляются», если должны распространяться на многих детей. Д. Блейк приводит различные доказательства этого.

Первое — преимущество в вербальном показателе интеллекта у единственных детей, но в невербальном — у детей из многодетных семей, где родительское внимание и взаимодействие являются причиной этих различий.

Второе — большое количество времени единственные дети проводят дома, играя самостоятельно, занимаясь интеллектуальными играми, они чаще читают и им это нравится. Также отмечается уменьшение влияния семьи на образовательные достижения в семьях усыновленных братьев и сестер.

Анализ Д. Блейк, прежде всего, затрагивает различия между семьями, но также исследует влияние порядка рождения в пределах семьи. Она предполагает, что влияние семьи на развитие познавательных способностей детей минимально, однако именно средние дети в больших семьях учатся хуже, потому что имеют старших братьев или сестер, которые превосходят их на протяжении длительного периода, в то время как младшие привлекают к себе больше родительского внимания. Вновь семейные модели взаимодействия отмечаются как особо важные, а взаимодействие с родителями является более важным для когнитивного развития, поскольку в этом случае образовательные навыки формируются легче, чем при взаимодействии с братьями и сестрами.

Есть и другие внутрисемейные вариации, которые могли бы быть связаны с когнитивным развитием. Поскольку тесты на IQ традиционно были составлены таким способом, чтобы минимизировать половые различия, то теоретики, изучающие когнитивное развитие ребенка, подобно Ж. Пиаже, не проявляли сильный интерес к индивидуальным особенностям, не говоря уже об особенностях, связанных с полом. При этом самая большая часть доказательств половых различий находится в образовательных достижениях. Девочки имеют тенденцию добиваться большего успеха, чем мальчики до юношеского возраста.

Стоит отметить, что на основе постоянных наблюдений за взаимодействием матерей со своими детьми можно сделать вывод, что матери обращаются со всеми своими детьми практически одинаково. Изучение видеозаписи наблюдения за матерью, ухаживающей за двумя сыновьями, когда они были в возрасте 12 месяцев каждый, показало, что привязанность, устное внимание и контроль к каждому ребенку были чрезвычайно похожи.

Изменение поведения матери по отношению к каждому из сыновей по мере их роста зависело от их успехов в развитии. Так, когда младшему было 12 месяцев, поведение матери по отношению к нему не отличалось от ее поведения со старшим ребенком в том же возрасте. Но отношение к старшему сыну позже изменялось и в дальнейшем соответствовало его возрасту. Изучение представлений старших детей о том, как к ним и их братьям и сестрам относились их родители, показало, что это отношение было, тем не менее, различным.

Хотя родители полагали, что они обращались со своими детьми аналогично. Неизвестно, будет ли это расхождение таким же при исследовании методами наблюдения и интервью или отношение к детям является одинаковым, когда младшие дети по мере взросления начинают получать опыт вне дома. Скорее всего, субъективные различия относительно того, как дети воспринимают и чувствуют к себе отношение своих родителей, повлияет на развитие объективно наблюдаемых различий в их познавательном развитии.

Е. Комкова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх