Ситуации общения родителей с детьми дошкольного возраста

Ситуация 1.

Мать хлопотала по хозяйству, а Таня играла на улице. Вдруг в песочнице девочка увидела разбросанные игрушки. Их было много: лопатки, ведёрки, тарелочки, формочки. Даже кукла сидела в уголке, обиженно надув губы за то, что её забыли. Никого вокруг не было. Таня набрала игрушек и, радостная, побежала домой. Дома она стала играть с младшими сёстрами. Мать пришла звать их к обеду и увидела новые игрушки.

– Откуда эти игрушки? – спросила она, строго оглядев дочерей. Они молчали.

– Таня, где ты их взяла? – ещё более строго спросила мать.

– Нашла, – ответила девочка. – Они лежали в песочнице, я их и взяла.

– Нет, доченька, ты не просто взяла. Ты их уворовала! У нас в семье никогда не было воров. Ты первая!

Таня заплакала, думала, что мать простит.

– Не плачь, а быстренько отнеси игрушки на место и попроси прощения у девочки, игрушки которой ты взяла!

Таня шла, и слёзы капали из глаз. Ей было жалко себя, было стыдно перед незнакомой девочкой. Очень хотелось есть, болели ноги, а идти пришлось далеко. Таня пыталась выбросить игрушки под забор, но слова матери «у нас в семье никогда не было воров. Ты первая!» звучали в ушах. И дочь сделала всё так, как сказала мать, поскольку она очень любила её и верила всем её словам.

1. Какую функцию в этом случае сыграло общение матери с дочерью?

2. Почему слова матери так сильно повлияли на сознание и поведение девочки?

3. В каких случаях требование родителей не действует на детей?

Ситуация 2.

Лене два с половиной года. Она очень впечатлительная девочка. Часто, наигравшись за день и насмотревшись телепередач, никак не может уснуть. Отец и мать, укладывая девочку спать, постоянно прибегают к угрозам и запугиванию. Но когда приходит бабушка, ей удаётся усыпить внучку безболезненно менее чем за полчаса. Бабушка знает множество песен. Но прежде чем начать их петь, она шёпотом спрашивает у внучки:

– Твои куклы, зайка и мишка уже спят?

– Да-а.

– Я видела, что и птички полетели спать. Они тебя обогнали, уже спят, а завтра утром прилетят к тебе и постучат в окошко. Будем их встречать?

– Будем.

– Скажем им доброе утро?

– Скажем.

– Теперь быстренько закрой глазки, а я тебе спою, как спят птички и зверюшки.

Бабушка начинает петь, и Лена быстро засыпает под её мелодичное пение.

1. Дайте оценку действиям бабушки, отца и матери.

2. Какие приёмы применяете вы, чтобы усыпить своих детей и внуков?

Ситуация 3.

Тоня любила сидеть на перилах своей железной кроватки. Ей нравилось находиться на высоте.

– Смотри, Тонечка, упадёшь, будет больно, – предупреждала мать.

– Не упаду, я держусь крепко! – сказала девочка.

И вдруг соскользнула с перил, упала и ударилась спиной и головой о пол. Ей было очень больно. Мать тут же пришла на помощь, подняла девочку, поцеловала в голову и сказала:

– Вот и всё, уже не больно! Тоня больше не будет садиться на спинку и падать с кровати?

– Не будет, – ответила девочка и обняла маму за шею.

1. Дайте оценку воспитательным воздействиям матери.

2. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 4.

Семья И. отправилась на реку. Как только шестилетний Саша вошёл в воду, бабушка подошла к нему, наклонилась и зловещим голосом зашептала на ухо:

– Играй на берегу, не смей лезть в воду, там сидит страшная косматая русалка! Она схватит тебя за ногу, утащит на дно в пещеру и зажарит на огне.

Саша больше в воду не лез. Отец стал купаться и звать сына:

– Сашенька, заходи в воду, буду учить тебя плавать.

– Я боюсь, там русалка!

Тогда отец взял сына на руки и попытался внести в воду. Тот стал отчаянно вырываться и плакать.

Когда Саша уже учился в школе и ходил с отцом на реку купаться, у него всегда возникало чувство страха. Думалось, что вот-вот кто-то схватит за ноги и утащит в глубину.

1. Проанализируйте воздействие бабушки на внука. Чем оно могло быть вызвано?

2. К чему приводит подобное запугивание детей?

3. Как следовало поступить бабушке в этом случае?

Ситуация 5.

Трёхлетняя Алла, держа в руках ветку тополя с зелёными листочками, бьёт ею по скамейке. Листочки отрываются и падают на землю. Довольная, девочка хохочет:

– Ха-ха, полетели, ещё полетели…

– Перестань стучать! – приказывает мать, стоящая рядом и увлечённо разговаривающая с соседкой.

Алла на время останавливается. Потом отходит от матери и начинает бить веткой о второй край скамейки до тех пор, пока на ветке не остаётся ни одного листочка. Затем девочка отрывает новую ветку и начинает опять истребление листков. Мать подходит к дочери и говорит:

– Алла, дай веточку, я тебе расскажу что-то интересное…

Девочка отдаёт ветку и просит:

– Рассказывай, рассказывай…

– Видишь, у листочков, как у тебя и у меня на руках, видны жилочки. По ним течёт «листочкина кровь». А вот этой ножкой листок прикрепляется к ветке. Ты бьёшь его по ножке, она ломается, и листку больно.

Девочка берёт из рук матери ветку, гладит на ней листочки, затем осторожно кладёт ветку на скамейку и говорит:

– Не плачьте, я больше не буду вас бить!

1. Почему рассказ матери оказался более действенным, чем приказание?

2. Какие чувства у девочки вызвал этот рассказ?

Ситуация 6.

Когда отец вошёл в комнату, он увидел необычайное зрелище. Четырёхлетний Дима выстроил в ряд пять стульев, на которых лежали его игрушки. На переднем была пристроена игрушечная ракета. Отец хотел было сделать сыну замечание за беспорядок и поставить на место стулья, но Дима увлеченно гудел:

– Гу-у-у!

– Что это ты делаешь, Дима? – спросил отец.

– Лечу на самолёте.

– Куда же ты летишь?

– На Северный полюс к полярникам, они замерзают. Я их спасу.

– Ты не долетишь, – неожиданно сказал отец. – У тебя не хватит горючего.

Диму как ветром сдуло. Через минуту термос с чаем стоял на переднем стуле рядом с ракетой.

– Теперь хватит? – спрашивал он.

– Хватит, хватит…

И сын снова загудел, спеша на помощь к полярникам. Через полчаса он «возвращался» домой, доставляя на самолёте полярников (на стульях лежали и стояли все его пластмассовые солдатики). Отец пожал Диме руку и сказал:

– Поздравляю лётчика Диму с успешным окончанием рейса и спасением полярников.

Довольный и радостный, мальчик улыбался и вместе с отцом стал разгружать «самолёт».

1. Проанализируйте ситуацию общения отца с сыном.

2. Правильную ли позицию по отношению к сыну занял отец?

3. Какие качества формирует отец у мальчика в процессе игры?

Ситуация 7.

Родители пятилетней Тани уехали на стройку. Её воспитывала бабушка. Она часто читала ей сказки, учила мыть посуду и вышивать, играла с ней.

Зимой родители Тани приехали навестить её с бабушкой. Девочке очень хотелось рассказать матери о себе и о бабушке, но мать не стала выслушивать её. Более того, во время прогулки она рассердилась на Таню за то, что девочке случайно в валенок попал снег, и поспешно увела дочь в дом. От обиды девочка плакала, ей так хотелось поиграть и поговорить с матерью.

На следующий день, когда девочка проснулась, матери уже не было.

– Уехали, пожалели тебя будить, – сказала бабушка.

Таня проплакала весь день. На ласки и успокаивающие слова бабушки она твердила:

– Больше никогда не буду её любить, пусть не приезжает…

1. Сопоставьте отношение бабушки и матери к девочке.

2. Чем было вызвано стремление девочки поговорить с приехавшей матерью?

3. Правильно ли повела себя мать, оставшись наедине с дочерью?

4. Что зародило в сердце Тани подобное отношение к ней матери?

Ситуация 8.

Лене должно было исполниться 5 лет. Родители готовились отметить её день рождения.

– Мы купим тебе большую-пребольшую куклу, – обещала мать.

– Она будет говорить и сама открывать и закрывать глазки, – восхищённо добавлял отец.

– А я буду петь ей песенки и укладывать спать, – радовалась девочка.

Но проходили дни рождения Лены, а куклу ей родители всу не покупали. Сейчас девочке 12 лет. Но когда подходит день рождения, как признаётся она, кажется, что родители вспомнят о своём обещании и купят ей большую-пребольшую говорящую куклу.

1. Какая ошибка была допущена родителями?

2. Почему Лене запомнилась именно эта ситуация общения родителей с ней?

3. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 9.

Когда Марине пошёл шестой год, отец часто запугивал её:

– Вот скоро в школу пойдёшь, там твои капризы быстро выгонят!

– Не бойся, Маринка, папа шутит, – успокаивала девочку мать. – Сейчас в школе дети не боятся ни учителей, ни директора, и ты никого не бойся.

1. Дайте оценку высказываниям отца и матери.

2. Что могут закрепить в сознании девочки подобные суждения родителей о школе?

Хотелось, чтобы читатели проанализировали эти ситуации и мысленно ответили на поставленные вопросы.

Чечет В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх