Слуховая депривация и ее реабилитация у детей

Оказание психолого-педагогической помощи дошкольникам с нарушениями слуха

Ребенок со слуховой депривацией развивается по тем же законам, что и нормально слышащий ребенок, однако нарушение слуховой функции обусловливает качественное и количественное своеобразие развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер. Для того, чтобы ребенка с нарушениями слуха максимально приблизить к норме, необходимо осуществлять раннюю реабилитационную работу.

Психолого-педагогическая помощь детям преддошкольного и дошкольного возраста со слуховой депривацией обеспечивает всестороннее психофизическое развитие личности ребенка и достижение успешной компенсации данного нарушения.

Ведущие направления деятельности педагога-психолога:

1. Психодиагностическая работа:

  • исследования по определению социально-психологического микроклимата в педколлективе с целью выявления его воздействия на личность ребенка;
  • осуществление необходимого психолого-педагогического обследования готовности к обучению каждого ребенка (в начале и в конце учебного года);
  • наблюдение за ходом умственного и речевого развития детей;
  • определение индивидуально-психологических особенностей личности ребенка с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития;
  • планирование и осуществление совместной работы педколлектива и родителей с категорией детей группы риска;
  • изучение семейной микросреды и условий воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

2. Психологическое просвещение осуществляется через:

  • работу по повышению психологической культуры родителей и вовлечению семьи в воспитательно-образовательный процесс;
  • обоснование важности овладения навыками психологической саморегуляции в профессиональной деятельности и общении;
  • расширение знаний педагогов и родителей об особенностях формирования личности ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха;
  • осуществление психологической готовности ребенка к обучению в школе;
  • разработку рекомендаций и пополнение методических материалов для педагогов и родителей («Уголок психолога», созданный в каждой группе).

3. Психопрофилактические мероприятия:

  • проведение семинаров-практикумов с целью повышения психологической культуры педагогов;
  • развитие коммуникативных навыков педагогов, предупреждение и снятие психологической перегрузки;
  • изучение межличностных отношений в группах в целях улучшения психологического климата;
  • проведение психопрофилактических мероприятий, способствующих сохранению психического здоровья детей (психогимнастика, комплексы релаксирующих упражнений).

4. Психокоррекционная работа:

  • организация и проведение социально-психологических тренингов среди педагогов;
  • разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей на основе психолого-педагогического обследования, бесед с родителями, целенаправленного наблюдения;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на повышение познавательной активности, развитие психологических функций (память, внимание, мышление и т.д.);
  • проведение тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков и культуры общения воспитанников;
  • осуществление психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

5. Психологическое консультирование педагогов, родителей воспитанников по проблемам обучения и воспитания, общего развития детей с нарушениями слуха.

При проведении тренинговых занятий особое внимание уделяется способу предъявления заданий и их пониманию детьми с нарушениями слуха. В связи с тем, что дети имеют недостаточный словарный запас, необходимо тщательно продумывать и подбирать способ для каждой возрастной категории с учетом их состояния слуха и психофизического развития.

Л. Ермаченок


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх