Собственно-дидактические игрушки

Воспитательно-образовательные возможности многих собственно-дидактических игрушек предполагают их использование преимущественно для детей определённого возраста.

Так, погремушки, специальные игрушки для бросания, подвесные игрушки рекомендуются для развития малышей первого года жизни. Пирамидки на конической основе, «занимательные коробки», комплексные игрушки — для игр детей младенческого и раннего возраста. Рамки-вкладыши, шнуровки, мозаики используются в играх детей как раннего, так и дошкольного возраста.

В младенческом возрасте собственно-дидактические игрушки способствуют формированию ориентировочной активности ребёнка, активизации сенсорных и моторных функций, расширению его сенсорного опыта, развитию психических процессов. Происходит поэтапное развитие целенаправленных действий с игрушками: от простейшего манипулирования к ориентировочным действиям, направленным па ознакомление со свойствами игрушки, а потом к действиям, отражающим специфику игрушки и, наконец, к действиям с помощью игрушки.

Игры с собственно-дидактическими игрушками наиболее соответствуют задачам развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Они служат дальнейшему развитию ориентировочной основы познавательной деятельности ребёнка, умения ориентироваться в простран-стве, сенсорному воспитанию. В практических действиях с игрушкой при одномоментном охвате взглядом всех частей, их цветового соотношения, а также величинных характеристик, количественной выраженности ребёнок познаёт основополагающие связи и отношения предметов окружающего мира. Это значит, что сенсорные и другие представления приходят к нему практическим путём и носят не временный, не проходящий характер. Именно с них начинается первая ориентировка в окружающем мире.

В младшем дошкольном возрасте, как и в предыдущем возрастном периоде, собственно-дидактические игрушки занимают главное место в сенсорном воспитании детей. Они рекомендуются для дальнейшего развития сенсорной сферы ребёнка, закрепления и расширения представлений о раз-личных свойствах предметов, обобщения этих свойств.

Игрушки данного вида не теряют своей значимости и в старшем дошкольном возрасте, но игры с ними всё чаще выступают в качестве элементов других игр и в первую очередь игр-соревнований («Кто быстрее соберёт матрёшку, пирамидку?», «Кто быстрее разберёт предметы по цвету, форме?» и др.). Игрушки способствуют более тонкой дифференцировке усвоенных сенсорных эталонов (различение цветовых тонов по шкале интенсивности цвета, выделение промежуточных цветов, ориентировка в вариативности геометрических форм и т.д.), усвоению системных связей, взаимопереходов между разновидностями свойств (смешение цветов, группировка и преобразование геометрических фигур, выстраивание сериационных рядов и т.д.).

Правильный подбор дидактических игрушек требует также учёта их качественных характеристик применительно к возрасту детей.

По степени готовности собственно-дидактические игрушки могут быть готовыми или сборно-разборными.

Для детей младенческого возраста нужны только готовые игрушки. Начиная со второго года жизни, ребёнок начинает играть как с готовыми, так и со сборно-разборными игрушками.

По размеру собственно-дидактические игрушки должны быть мелкими и среднего размера. Для детей младенческого возраста рекомендуются мелкие игрушки, соразмерные руке ребёнка. В раннем и дошкольном детстве ребёнку понадобятся как мелкие игрушки, так и средних размеров.

Функциональные свойства собственно-дидактических игрушек достигаются конструктивными особенностями (мозаика, шнуровки, матрёшки и др.); использованием различных устройств (световой сигнал, грохочущий наполнитель и т.п.); путём сообщения подвижности деталей игрушки (гибкие выступы, упругость, перемещаемость деталей и др.); комплексностью подбора сопряжённых (взаимно связанных) частей игрушки (лоток для скатывания шаров и шары, молоток и «гвозди» и т.н.).

Для детей первого года жизни в дидактических игрушках предпочтительней использовать устройства, обеспечивающие различные эффекты (звуковые, световые и пр.).

Для детей раннего возраста в игрушках данного вида устройства используются гораздо реже, чаще это игрушки с реальной подвижностью деталей. К ним добавляются комплексные игрушки. В дошкольном детстве ребёнку предлагаются собственно-дидактические игрушки, обладающие различными функциональными свойствами.

По виду применяемого сырья во всех возрастных периодах используются собственно-дидактические игрушки, изготовленные из дерева, ткани, пластмассы, картона, пенокартона, оргалита и др.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх