Социализация воспитанников детских домов

Социализация воспитанников детских домов происходит в трёх основных сферах жизнедеятельности:

  • общении (взаимодействии с окружающими людьми);
  • самопознании (осознании своих возможностей, саморазвитии, формировании позитивной самооценки, приобретении умений воспроизводить социально значимую информацию о себе — имя, фамилия, возраст);
  • деятельности (осуществлении практической деятельности в быту).

Овладение ребёнком жизненно значимыми знаниями, умениями, навыками обеспечивает удовлетворение биологических и социокультурных потребностей (в пище, воде, тепле; в общении, привязанности, любви).

Дети дошкольного возраста с особенностями психофизического развития, находясь в условиях детского дома, испытывают определённые трудности в усвоении социального опыта. Его специфическими характеристиками выступают:

  • в рамках социального компонента — низкая речевая активность, затруднения в установлении и поддержании контактов со взрослыми и сверстниками, в самостоятельном использовании вежливых слов;
  • в рамках личностного компонента — неумение точно, полно и правильно воспроизводить сведения о себе (имя, фамилия, возраст), недостаточное осознание социальной значимости данной информации;
  • в рамках бытового компонента — значительная ограниченность опыта самостоятельных способов действий с предметами обихода (посудой, одеждой, предметами гигиены), выраженные затруднения в актуализации и применении имеющихся знаний и умений в повседневной практике.

Таким образом, воспитанники детских домов недостаточно компетентны именно в сфере социальных отношений, способах самопознания, предметно-практической области жизнедеятельности.

Успешность социализации зависит от создания благоприятной среды обучения и воспитания, адекватной потребностям и возможностям детей. Анализ состояния практики по реализации социально направленного содержания дошкольного образования позволил выявить проблемные поля данного процесса.

Проблемное поле реализации социально-ориентированного содержания дошкольного образования составляет:

  • знаниево-ориентированный подход с акцентом на усвоение детьми готовых знаний;
  • превалирование традиционной  формы организации специально организованной деятельности детей (сидя за столами);
  • преобладание на занятиях словесных, объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов и приёмов обучения;
  • минимальное использование реальных предметов и выполнение практических действий с ними, что не обеспечивает чувственное познание окружающего мира;
  • недостаточное внимание уделяется активному ознакомлению детей с окружающей действительностью вне группы: экскурсиям, целевым прогулкам, опытно-поисковой деятельности и др.
  • противоречие между усвоенными знаниями и применением их на практике;
  • недостаточное включение детей в социальное взаимодействие;
  • трудность осуществления педагогами межпредметных связей.

Таким образом, используемые методы и приёмы реализации социально направленного содержания образования в большей мере способствуют актуализации и закреплению знаний, в меньшей степени — мотивации деятельности, формированию жизненно значимых умений детей. В различных условиях организации жизнедеятельности воспитанников не всегда ребёнку предоставляются возможности для проявления его активности, побуждения к самостоятельному открытию нового, что составляет основу познания окружающего мира.

Объективно необходимым становится усиление социально-эмоциональной и личностной составляющих развития ребёнка, создание и использование различных социально-бытовых ситуаций для обогащения опыта детей, возможности применить знания и умения в повседневной жизни.

Реализации этой цели способствует программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса. Содержание программ для специальных дошкольных учреждений имеет социальную направленность, предполагающую формирование жизненно значимых знаний и умений детей. Условиями реализации программного материала выступают:

  • использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения, обеспечивающих овладение детьми основными способами взаимодействия с окружающим миром;
  • практическое применение знаний и умений в различных социально-бытовых ситуациях, что позволяет каждому ребёнку проявить максимально возможную для него самостоятельность.

Педагогическими условиями социализации воспитанников детских домов могут выступать:

  • обеспечение мотивации деятельности, направленной на удовлетворение жизненно важных потребностей;
  • включение детей в различные виды социально значимой деятельности в естественных и специально организованных социально-бытовых ситуациях;
  • применение реальных ежедневно используемых предметов в качестве средств обучения;
  • соблюдение внутри- и межпредметных связей в реализации социально направленного содержания дошкольного образования;
  • преемственность и непрерывность работы по формированию социально значимых знаний, умений, навыков детей.

Содержание работы отражает взаимосвязь формирования умений взаимодействовать с окружающими людьми и выполнять практические действия с предметами. Коррекционная направленность реализации социально-ориентированного образования предполагает:

  • в рамках социального компонента — исправление нарушений взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми путём мотивации общения, побуждения к установлению зрительного контакта в диалоге, обогащения и активизации этикетных форм общения, формирования умения вести диалог;
  • в рамках личностного компонента социализации — формирование способов самопознания, осознания себя как члена детского коллектива, обеспечение позитивного отношения к окружающим взрослым и детям, формирование социально приемлемых отношений с ними и умения предотвратить конфликт, воспитание отзывчивости, доброжелательности в совместной деятельности;
  • в рамках бытового аспекта коррекционно-развивающая работа направлена на уточнение и исправление неправильных представлений об объектах окружающей действительности на основе чувственного познания, обучение рациональным способам и целенаправленным действиям с предметами быта, стимулирование интереса к познавательной практической деятельности в быту.

Так, условиями социализации воспитанников детских садов являются: образование, определяющее содержание, характер формируемых знаний, умений, навыков, их возможность применения в постоянно меняющихся условиях жизни; практическая деятельность; признание ценности другого человека; взаимоуважительная коммуникация с учётом особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Кислякова Ю.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх