Содействие развитию детского творчества

Навряд ли найдется человек, особенно среди детей, который бы не хотел побывать в этой, столь привлекательной и удивительной стране «Вообразили». Подметили позитивный эффект пребывания в этой стране и специалисты в области психологии здоровья. С ним, творчеством, связан такой важный критерий психологического здоровья как возможность самоактуализации — реализации потребности в осуществлении своих способностей.

Замечено: что люди, стремящиеся к реализации своего потенциала, обладают выраженной способностью к творчеству. Сегодня всё большее число психологов рассматривают творчество как универсальную способность, обеспечивающую успешность выполнения разнообразных видов детской деятельности. Ценность его не столько в результате, продукте творчества, сколько в самом процессе. «Важно не то, что создадут дети, — писал Л.С. Выготский, — важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

 tvorshestvo-detei-3

Что касается средств, приёмов развития творческого воображения, то они разнообразны, как многообразны и виды детского творчества. Но прежде и чаще всего фантазия ребёнка проявляется в «специфически детских» видах деятельности (А.В. Запорожец) — в игре, рисовании, детском экспериментировании, художественно-речевой, музыкальной деятельности.

Так, например, эффективным средством укрепления психологического здоровья ребёнка (а вместе с тем развития его фантазии) могут стать танцы. Предложим малышу задания, стимулирующие его творческое воображение, образное мышление, позитивные эмоции. Это позволит вместе с тем ещё и «отыграть» подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные эмоциональные состояния. Немаловажно и то, что, как известно, танцы с различными эмоциональными и образными установками помогают находить адекватное телесное выражение эмоциям, чувствам, эмоциональным состояниям. Ребёнок при этом овладевает своим телом, становится более свободным и уверенным в себе, что также значимо для его психологического здоровья.

А можно использовать для этого и загадки, ответы на которые должны быть даны детьми с помощью движений. Детям интересна не только сама загадка. Не менее привлекательна и задача — изобразить отгадку. И если словесный ответ обычно один — «это кошка», то с помощью движений — их много — есть величавая, важная кошка, а есть и шустрая, и капризная, грустная, игривая … Они как в жизни, разные, нередко похожи на самих малышей, либо на тех котят, с которыми ребёнок общается дома.

Как скоро ребёнок окажется в «Вообразилии», немаловажную роль играет постановка взрослым задачи в творческом процессе, даже то, когда она предлагается детям.

творческие детишки фото

При изучении творческого воображения дошкольников, особенностей создания художественного образа в процессе конструирования из природного материала Л.А. Парамоновой применялись два способа организации детской деятельности. Согласно первому — дошкольникам предлагались сначала задачи: сделать из имеющегося у них природного материала что-то конкретное (птичку, фигуру мальчика и др.) и объяснялось при этом, как это нужно воплощать, из чего делать и т.п., а затем создать по собственному замыслу как отдельные фигурки, так и несложные композиции. При таком конструировании образ создавался не столько в воображении, сколько в процессе практической деятельности, а само воображение развивалось крайне слабо. Проявление эмоций наблюдалось у детей только в связи с полученным результатом, с поощрением взрослого, с положительной оценкой сверстника.

Согласно второму варианту взрослый предварительно отбирал несколько корней, веток, кусков коры, по своей конфигурации что-то напоминающих (рыбу, змею, бегущего оленя и т.п.), и, показывая их детям, задавал вопросы: «На что похоже?», «А если посмотреть на корень снизу?» и т.п. Он, взрослый, организовал знакомство с материалом вне всякой задачи и этим активизировал и направлял воображение детей. При этом дети в одном и том же предмете начинали видеть разные фигуры и посредством мысленного его достраивания, изменения пространственного положения создавали разные образы. Второй вариант для стимулирования детского воображения и творчества оказался более продуктивным.

Советуем прислушаться и к рекомендациям по развитию детского словесного творчества, которые даёт Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй». В нашей семье, когда дети были ещё маленькими, особой популярностью пользовался предложенный им «бином фантазии». Суть этого приёма в том, что для придумывания истории ребёнку в качестве опоры предлагаются такие слова, которые разделяет немалая дистанция, соседство их — явление необычное (например, лес — шкаф, Красная Шапочка — вертолет и т.п.).

В таком случае, считает известный итальянский детский писатель (он же в прошлом и учитель начальной школы) «воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать». Проверено, действительно так, эффект позитивный. Придуманные детьми истории мы записывали. Читать их было интересно и когда ребята выросли.

рисующие дети фото

Их не мало — троп и тропинок в «Вообразилию». Зная их, легче помочь своему сыну, дочери отыскать свой путь в эту страну. Важно при этом и другое — отношение взрослых к творческим попыткам ребёнка, плодам его деятельности. Это отношение бывает разным.

А какова ваша позиция к детскому творчеству, фантазиям вашего малыша? Может быть ее стоит пересмотреть? Откликнуться на ожидания ребёнка, с большим пониманием отнестись к его желаниям, воображаемым ситуациям, первым творческим попыткам?

Сделаем и другие шаги в этом направлении. Не будем критиковать неудачи (ни действительные, ни мнимые) и требовать, чтобы каждый день сын (дочь) демонстрировал выдающийся результат своей творческой деятельности, даже если он — одарённый ребёнок. Взаимодействуя с ним, дадим понять: неудача, как и успех, нередко встречается в жизни, «в нашей жизни всякое бывает». Поможем преодолеть трудность, возникшую на творческом пути. Отметим в его работе «плюсы»: оригинальность, самостоятельность, удачную композицию рисунка, подбор красок и др. Дадим почувствовать ребёнку: плоды его творчества радуют и других, они значимы.

Для развития детского творчества значимы и креативность, и творчество самих родителей, которое способно «заразить» малыша. Формирование родителями оптимизма у ребёнка, нацеленность на становление такого подхода к жизни, важны не только, когда мы, взрослые, содействуем развитию детского творчества. Жизненный оптимизм, радость — важные условия и вместе с тем — критерии эффективности действий, забот наших по укреплению психического и психологического здоровья ребёнка.

Панько Е., Чеснокова Е., Недвецкая Т.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх