Составление детьми рассказа по картине — решаемая проблема

Традиционная методика обучения составлению рассказа по картине предполагает использование текстового образца воспитателя, и дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя. Детская речь при этом страдает скудностью, в ней почти нет распространённых предложений, а занятия сводятся к однообразию и копированию друг друга. В результате у детей угасает интерес к данному виду деятельности.

При знакомстве с методической литературой я обнаружила интересующую меня методику «Обучение детей составлению творческих рассказов по картине», разработанную Т.А. Сидорчук. Я решила применить её в своей работе. Этому предшествовали игры и тренинги, развивающие воображение, мышление, речь.

С целью побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине я использую приём «подзорная труба». Даю детям установку: навести глазок «подзорной трубы» на объект и назвать его. Дети с удовольствием участвуют в действии. При этом последовательность выделения объектов является произвольной. При детальном рассмотрении одного объекта я использую игровые приёмы: «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный».

Моделирование выявленных объектов и их деталей провожу с детьми с помощью схемы, картинок (можно букв, соответствующих цветных карточек). Для этого применяю лист бумаги или доску, на котором располагаю модели объектов аналогично композиции картин. При моделировании обязательным условием является обозначение вертикалей «земля — небо», «пол — потолок».

Провожу с детьми группировку объектов по заданному признаку (рукотворности, природности, функциональности, цвету, форме, размеру) при помощи игрового приёма «Найди друзей», в ходе которой закрепляются классификационные умения детей. Созданную классификационную группу фиксирую обобщающим словом. По окончании определения состава картины предлагаю детям перечислить все названные объекты, начиная с главных, на основе составленной модели картины.

Я предлагаю детям выбрать пару объектов. Объяснить суть взаимодействий и их причины, сделать вывод-подтверждение о результатах взаимодействия. При этом объединение объектов в пары осуществляется произвольно, по желанию детей. В игре «Угадай-ка» Волшебник линией объединяет на модели картины два произвольно выбранных объекта. И просит угадать, почему он это сделал. Использую игру «Ищу друзей», в которой предлагаю найти объекты, связанные между собой на положительном эмоционально-духовном уровне. В игре «Ищу недругов» предлагаю детям найти объекты, связанные между собой на негативном эмоционально-духовном уровне. В игре «Кто-то теряет, кто-то находит и что из этого выходит» предлагаю детям объяснить возникающие между парой объектов картины причинно-следственные связи на уровне естественно-физического взаимодействия. В случае затруднения использую мозговой штурм. Принимала любые объяснения детей при установлении взаимосвязей между объектами картины. Итогом данного этапа является составление рассказов-рассуждений.

Следующим этапом является описание объектов на основе возможного восприятия их разными органами чувств, где главная цель — учить детей составлять рассказы-описания на основе возможного восприятия картины разными органами чувств. Обязательное условие — алгоритм умственных действий:

  • Восприятие картины путём использования игрового приёма «вхождения в картину».
  • Выбор анализатора, который помогает «путешествовать» по картине.
  • Составление речевой зарисовки на основе полученных ощущений.

Для формирования у детей умения характеризовать объекты на основе возможного восприятия органами чувств, я использую приём «вхождения в картину» — предлагаю пригласить в гости волшебников, которые помогут услышать звуки, почувствовать запахи, попробовать на вкус, ощутить рукой или лицом, предварительно уточнив знания детей о возможностях каждого анализатора. При составлении речевых зарисовок побуждаю малышей к передаче собственного отношения к описываемому объекту, использую фразы: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…», «Когда я трогаю руками…». Речевые зарисовки составляем как от лица детей, так и от лица одного из персонажей картины. Побуждаю воспитанников к использованию в речи слов и выражений, передающих различные ощущения. В конце получается рассказ-описание, который включает в себя весь комплекс возможных ощущений, полученных с помощью всех анализаторов.

Очередным этапом стало составление загадок по картине, где главной целью является упражнение в умении составлять загадки об объектах картины, используя известные модели.

При составлении загадок об объектах картины уточняем выбранные для этого объекта характерные признаки, свойства (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, часть и т.д.) и взаимосвязи. Использую возможные знакомые модели составления загадок:

Модель первая: «Какой? — Что такое же у другого объекта?».

Модель вторая: «Что делает? — Что делает также?».

Модель третья: «На что похоже? — Чем отличается?».

Модель четвёртая: «Назови части объекта и сравни их с частями другого объекта».

Модель пятая: «Назови части и их количество у объекта».

Начинаю обучение детей составлению загадок от полуактивного этапа, когда вместе с ними составляю общую загадку к активному и они сами выбирают объект и модель загадки. На основе этих моделей можно составлять загадки смешанных вариантов, в которых построчно могут собираться разные типы сравнений. Одной из задач при самостоятельном составлении загадок является создание условий, что позволяет детям в дальнейшем выстраивать логические цепочки при отгадывании и получать от речевого творчества.

Следующим этапом является преобразование объектов во времени, составление рассказа о конкретном объекте с точки зрения его прошлого и будущего.

При составлении рассказа стараюсь, чтобы дети использовали словесные обозначения, характеризующие временные отрезки, было — будет, до того — после того). Выбранный ребятами объект я схематизирую на бумаге или доске. Стрелками вправо и влево от него показываю линию прошлого и будущего. После составления рассказа предлагаю придумать ему название.

Следующим этапом является описание местонахождения объектов, где цель — обучение детей ориентироваться на плоскости картины и обозначать словом местоположение объекта, формировать умения сужать поле поиска объекта на плоскости картины, развивать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трёхмерное.

Начинаю эту работу с детьми с ознакомления с играми — плоскостная «Да — нет» и «Живая картина». В игре «Да — нет» загадываю объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Когда объект отгадывали, он «оживал» и находил себе место на ковре. После того как ребёнок находил своё место на ковре, он составлял рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов. Постепенно выстраивалась композиционная модель картины. Она наблюдалась детьми 5—7 секунд и поощрялась аплодисментами.

Дети описывают своё состояние, отношение с окружающим миром и возникающие проблемы. Побуждаю воспитанников к использованию приёмов решения проблем и учу объяснять причины стабилизации их эмоционального состояния. Побуждаю входить в образ не только обычных объектов, но и их частей.

В процессе использования методики Т.А. Сидорчук «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине» были выявлены способные дети. Таким образом, с использованием данной методики у детей обогатился активный словарный запас, развилось творческое воображение, мышление, стала богаче монологическая и диалогическая речь, они более свободно чувствуют себя при составлении творческих рассказов. Ребята учатся правильно выражать свои чувства, видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака предмета, учатся строить образ, направлять свою фантазию, творческие возможности на решение поставленных задач.

С. Гасилова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх