Совместная деятельность детей в разновозрастной группе

Детская совместная деятельность требует такой её организации, которая предполагает, во-первых, наличие определённой мотивации этой деятельности, а именно наличие общей цели (общего продукта труда), к достижению которой стремятся все дети; во-вторых, такое построение их совместной деятельности, при котором работа, выполняемая одним ребёнком, стояла бы в тесной зависимости от деятельности других детей. Оценка результата этой совместной деятельности, проводимая педагогом, позволяет сразу же видеть качество работы каждого участника и соответствующим образом реагировать.

Известно, что примерно с 2,5 лет появляются элементарные формы простейшей игровой организаторской деятельности. Ребёнок находит место в групповом действии, строит взаимоотношения и взаимодействие с другими детьми.

Сотрудничество в совместной деятельности трактуется как своеобразный вариант предметно-практической деятельности людей, соединяющий в себе две различные стороны: предметную и общение (М.И. Лисина, М.Г. Елагина, А.Г. Рузская, Н.И. Ганошенко).

Потребность в общении со сверстниками складывается к трём годам, а потребность в сотрудничестве со сверстниками появляется у детей после четырёх лет. Это обусловлено становлением сюжетно-ролевой игры. Общаясь со взрослыми, ребёнок усваивает определённые способы деятельности, которые воспроизводит в общении с другими детьми. Апробировать усвоенные эталоны деятельности в процессе взаимодействия со сверстниками он может через позицию старшего по отношению к партнёру.

Для того чтобы общение дошкольников в процессе взаимодействия складывалось успешно, взрослый должен организовать совместную предметную деятельность детей и их субъектное взаимодействие. Наиболее совершенной формой взаимодействия, по мнению Д.А. Леонтьева, является интегрированная, когда партнёры имеют равные возможности для проявления активности.

Факт совместного пребывания детей разного возраста в группе дошкольного учреждения является недостаточным условием возникновения взаимодействия между ними. Необходима специальная организация взрослым совместной деятельности детей. В ходе исследований образовательного процесса разновозрастных групп выявлено, что в них, как правило, более результативно развивается младшая подгруппа детей. Имеет место так называемый «эффект двойной зоны ближайшего развития» (Е.Н. Герасимова). Для младших одна «зона» задаётся целенаправленными обучающими воздействиями взрослого, вторая — обучающими воздействиями старших детей — стихийными или организованными взрослым.

Важно, чтобы и младший, и старший ребёнок получали удовлетворение от совместной деятельности. Для этого дошкольникам необходимо овладеть общими способами взаимодействия в совместной деятельности под руководством педагога. Наиболее простой способ взаимодействия формируется при включении детей в совместную деятельность, носящую кооперативный характер. Результатом такой деятельности является общий продукт, который получается из частей, производимых каждым участником. Возможно использование и такого способа взаимодействия между младшим и старшим партнёрами, когда один из них дополняет результат деятельности другого. В качестве общего продукта, как правило, выступает совместный рисунок, постройка и т.п.

Совместная деятельность детей разного возраста может быть организована по типу конвейера — так, что между партнёрами возникнут отношения соподчинения. В этом случае старший ребёнок организует деятельность и руководит ею, а младший является её участником. Результат работы одного ребёнка становится исходным материалом для работы другого. Дети ставятся в зависимость друг от друга и вынуждены согласовывать свои действия. Такой способ взаимодействия представляет определённую трудность для дошкольников и требует специальных обучающих воздействий взрослого. Наиболее благоприятные условия для формирования указанных способов взаимодействия в совместной деятельности создаются в продуктивных её видах (изобразительная деятельность, конструирование).

Давидович Е.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх