Специфика взаимодействия взрослого с детьми в играх с правилами

Какова роль взрослого в играх с правилами? Каковы условия эффективности взаимодействия с дошкольниками в них?

Вначале несколько слов о самой игре с правилами. Обязательным условием активного участия ребёнка в такой игре является овладение её правилами. Что это означает? Известный психолог А.Н. Леонтьев так отвечал на этот вопрос: «Овладеть правилом — это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определённой задаче». Однако, не будем забывать: игра — деятельность ребёнка, нельзя заставить, принудить его играть. Детские психологи единодушны: чтобы дошкольник выделил игровое правило в своём сознании и оно реально опосредовало бы его поведение в игре, правило должно быть не только понято, усвоено им, но и стать аффективно-значимым. Ребёнок должен захотеть сам действовать в соответствии с принятым правилом.

И ещё на одну особенность этого вида игр современных дошкольников обратим внимание. Ведь далеко не всегда дети этого возраста могут сами выделить правила таких игр как предмет своей деятельности. Эту функцию, как и тесно связанную с ней функцию вовлечения ребёнка в игру, может выполнить только человек, уже ранее овладевший ею. В прежние столетия традиционно это выполняли старшие дети. В настоящее же время, как уже отмечалось, в связи с распадом естественных детских разновозрастных сообществ, такой способ приобщения к играм с правилами, трансляции их от одного поколения к другому уже утрачивается. В связи с этим, считает всё большее число специалистов в области детства, эту функцию, функцию «передачи» игр с правилами, вовлечения в них, могут взять на себя взрослые, воспитывающие детей (в детском саду, семье). Мы солидарны с теми, кто считает, что полное устранение взрослого от процесса игр с правилами имеет столь же отрицательные последствия, как и его доминирование, навязывание своих воздействий.

Мы напомнили об этих особенностях игр с правилами, поскольку они во многом обусловливают роль взрослых в таких играх, специфику общения их с детьми в процессе таковых.

А теперь обратимся к реальности, взаимодействию педагога с детьми в играх с правилами. Когда воспитатель «вносит» такую игру, впервые знакомит своих воспитанников с ней, он чаще всего с ними: разъясняет правила игры, инструктирует, контролирует их выполнение. Но достаточно ли этого? Если взаимодействие педагога ограничивается такого рода воздействиями, то маловероятно, что эта игра «укоренится», станет впоследствии «игрой самого ребёнка», войдёт в число любимых. Чрезвычайно важно не только «донести» правила игры до детей, но и увлечь их игрой, способствовать тому, чтобы она стала субъективно-значимой. Это становится возможным лишь при условии, когда взрослый принимает непосредственное участие в самой игре, становится при этом её «эмоциональным центром», «заражающим» своей увлечённостью других участников игры.

Совмещение этих двух ролей — участника игры и её организатора — характерная особенность взаимодействия взрослого с детьми в играх с правилами, участия в них. Выполнение каждой из этих ролей предполагает свои задачи, средства общения. Так, в роли организатора игры основная задача взрослого — введение её правил, оказание помощи в осознании их, «построение» поведения детей, соответствующего правилу. При воплощении её он «удерживает» позицию старшего, взрослого, педагога, которому есть чему научить и который при этом обладает правом на это. Выполняя же роль участника игры, взрослый, погружаясь в игровую ситуацию, стремится прежде всего мотивировать игровые действия её участников, «зацепить» их, вызвать интерес, «задать» субъектную значимость вводимого правила игры. Как не трудно заметить, эти роли существенно отличаются одна от другой.

Трудно не согласиться с данными аргументами. Убеждают в справедливости, верности такой позиции и наши исследования, анализ педагогической практики. Вместе с тем они дают «почву», основание «не ставить точку» в решении такой важной и сложной проблемы — взаимодействия взрослого и детей в играх с правилами. В этом взаимодействии есть и нюансы, обусловленные возрастом ребёнка, его индивидуально-психологическими особенностями, индивидуальным стилем его научения. Во многом последний определяется типом восприятия, свойственным конкретному человеку. Одни дети лучше воспринимают материал, когда видят его перед собой (наблюдая, рассматривая картинки, диаграммы — зрительный тип обучения); другие лучше усваивают информацию на слух — аудиторный тип обучения; для третьих предпочтительнее для успешного обучения движение, осязание, активный деятельный подход — кинестетический тип обучения); для некоторых свойственен комбинированный подход, использование разных типов восприятия для усвоения материала. В дошкольной группе, как правило, есть представители разных стилей научения. А между тем не исключено, что игры, подобранные педагогом, рассчитаны лишь на зрительный тип обучения, к которому тяготеет он сам, в то время как Оля больше доверяет своему слуху, Денис же — кинестетике при овладении новыми знаниями, выражении отношений, идей… Возможности педагога, в «багаже» которого есть игры, рассчитанные на разные стили обучения детей, шире, богаче. Ему легче найти «ключик» к каждому своему воспитаннику и помочь ему посредством игры; есть и что подсказать его родителям для обеспечения успеха в научении ребёнка, укрепления в нём чувства самоценности.

Значим для успеха во взаимодействии с дошкольником и индивидуальный стиль деятельности самого педагога.

…Изучая воспитателей дошкольных учреждений, нами выявлено: педагоги различаются направленностью своих воздействий на детскую деятельность. Это дало основание выделить 6 типов воспитателей, условно названных «игровой», «художественный», «дидактический», «гармонический», «формально-прагматический», «индифферентный». Сравнительное исследование их воспитанников показало: наиболее благоприятным для развития воображения и игры дошкольников является «игровой» стиль деятельности педагога. Его характерными особенностями являются: ярко выраженный интерес педагога к играм детей, склонность к «игровой позиции» во взаимодействии с ними, широкая опора при руководстве игрой и другими видами деятельности на игровые мотивы, преобладание косвенных методов воздействия (посредством взятой на себя роли в игре, кукольного персонажа и т.п.); склонность к шутливости, юмору, способность «заразить» своим оптимизмом, «солнечностью» окружающих (прежде всего детей); чувствительность к настроению детей, их ответным реакциям на игровые воздействия; опора при оценке ребёнка в первую очередь — на его поведение, успехи в игровой деятельности. От педагога зависит немало… И не только от воспитателя. Наличие «игровой позиции» положительно сказывается на деятельности и других специалистов дошкольного образования, развитии личности их воспитанников. Примечательно и другое — к педагогам игрового стиля деятельности и общения дошкольники чаще и наиболее интенсивно проявляют своё позитивное отношение (в вербальном и невербальном поведении, рисунках). Таким педагогам скорее удаётся проникнуть в мир Детства, стать в нём признанными.

Формирование «игровой позиции» — немаловажная задача в подготовке специалистов дошкольного образования. Значима и готовность педагога-психолога к оказанию профессиональной помощи в обретении педагогами (и родителями наших воспитанников также!) умений взаимодействовать с детьми в процессе игры — ведущей деятельности дошкольника.

«Игра — это нечто наиболее подходящее из всего, что было изобретено человечеством с целью установления тесного контакта», — утверждает психотерапевт Лоренс Коэн. И он прав. Какая же радость — совместная игра ребёнка и любящих его взрослых!

Е.Панько


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх