Сущность труда и его особенности у дошкольников

Труд всегда был, есть и будет основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.

Главное отличие труда от других видов деятельности — его направленность на создание материальных и духовных ценностей. Следует заметить, что создаваемые человеком ценности прямо или косвенно направлены на удовлетворение его личных потребностей Если он занимается бытовым или обслуживающим трудом, то его результаты непосредственно удовлетворяют потребности человека в пище, чистом белье и прочем. При работе на каком-либо предприятии, в каком-либо учреждении, то есть при создании значимых для общества ценностей, личные потребности удовлетворяются косвенно. На заработанные деньги человек покупает, а не выращивает продукты питания и не изготавливает предметы быта, сдает белье в прачечную, а не стирает его сам.

Направленность труда на удовлетворение потребностей делает ее обязательной для человека. Следовательно, обязательный труд — объективная необходимость. Чтобы жить, надо трудиться: создавать продукты, удовлетворяющие материальные и духовные потребности. Такой труд требует высокого уровня развития сознания, воли, мотивов. Обязательность труда не лишает человека свободы, потому что он сам добровольно решает, где, в каше время, на каких условиях ему работать в зависимости от доминирующих мотивов и появляющихся потребностей. Никто не имеет права распоряжаться его рабочей силой, заставлять его трудиться. В противном случае труд становится рабством. Поэтому труд можно рассматривать как обязательную деятельность людей, обеспечивающую выживание человека и человеческого общества.

Обязательность труда превращает его в деятельность, связанную с преодолением содержащихся в нем трудностей. Труд и трудность — родственные слова. Не случайно в народе говорят, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. В каждом труде есть свои трудности. В одном — физическая нагрузка, в другом — постоянное волевое напряжение, в третьем — насилие над своими эмоциями, в четвертом — однообразие и т. д. Одновременно каждый труд, даже любимый, содержит нелюбимые операции, выполнение которых требует особых усилий. Если некоторые работы кажутся нам легкими, то это лишь потому, что мы не знаем, какие они содержат сложности. Трудности заложены не только в обязанности трудиться, но и в индивидуальных особенностях личности, постоянно меняющемся психологическом состоянии человека, утомлении, которое вызывает труд.

В преодолении трудностей решающая роль принадлежит значимым для человека мотивам. Иначе он не смог бы справиться с многочисленными проблемами, возникающими в процессе труда. Безусловно, главный мотив трудовой деятельности людей — вознаграждение (это могут быть продукты, в которых человек нуждается, или зарплата, на которую он сможет удовлетворить свои потребности). Благодаря ему человек заставляет себя работать, стремится к совершенствованию. Количество вознаграждения должно .находиться в прямой зависимости от затраченных усилий, продолжительности рабочего дня, количества и качества изготовленной продукции. Какой бы интересной ни была работа, но при низком заработке человек или найдет себе другую, лучше оплачиваемую, или будет подрабатывать в другом месте. Иначе он не проживет.

Что касается неоплачиваемой работы, то считать ее трудом сложно. Скорее это благотворительная деятельность, не обязательная для всех членов нашего сообщества и связанная не столько с экономическими вопросами, сколько с моральными и духовными потребностями отдельных личностей.

Таким образом, можно заключить, что труд—это обязательная для человеческого сообщества деятельность, направленная на удовлетворение материальных и духовных потребностей личности и общества и связанная с преодолением трудностей.

Взрослый человек понимает назначение труда, осознает его необходимость, может предвидеть результат, заставить себя трудиться. А ребенок-дошкольник?

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Она во многом зависит от желания ребенка и направлена на удовлетворение особо значимых для него потребностей. Возникновение трудовой деятельности часто происходит в связи с игрой или в процессе ее.

Как показывают психолого-педагогические исследования, дошкольники затрудняются самостоятельно обозначить цель труда и наметить трудовые задачи. Из-за отсутствия опыта им трудно предвидеть результат. У них еще не вполне сформирован двигательный аппарат, позволяющий использовать различные инструментам Они не готовы нести физические нагрузки из-за недостаточно развитой в целом мышечной системы. Дошкольники затрудняются устанавливать связь между движениями и полученным результатом, своевременно переключать и распределять внимание, контролировать свои действия и многое другое. Подражая взрослым, они способны выполнять только простые действия, не требующие сложной координации движений, их больше интересует процесс, чем результат труда. Дети могут довести дело до конца, если заинтересованы в продуктах своей деятельности, с интересом занимаются трудом, когда он протекает в форме игры, связан с ней или направлен на удовлетворение значимых для них потребностей и не носит обязательного характера.

Основная причина неподготовленности ребенка к труду — недостаточно развитая воля. Дошкольники не могут заставить себя выполнять работу, которая им не нравится. Желание трудиться у них быстро исчезает с появлением трудностей. Волевые действия, связанные с их преодолением, для детей сложны. Это происходит потому, что у дошкольников еще не сформирована иерархия мотивов, которая влияет на волевое поведение человека в труде. Те отдельные мотивы, которые вызывают у ребенка желание трудиться, не могут длительное время удерживать его трудовую активность. Поэтому отношение к труду у них носит неустойчивый характер и зависит от многих факторов.

Привлекать дошкольников к труду можно только при .наличии у них желания. Усилия взрослого должны быть направлены на воспитание позитивных желаний и расширение мотивационной сферы трудовой деятельности.

Все прогрессивные педагоги и психологи считают необходимым привлекать детей к труду, ведь основы положительного отношения к нему — как к своему, так и к труду взрослых — закладываются в детстве. Именно в этот период ребята получают первые знания о труде, осваивают элементарные трудовые навыки и умения.

Большинство ученых обращают особое внимание на роль труда в нравственном воспитании детей. Они рассматривают трудовую деятельность как необходимое и наиболее благоприятное средство воспитания различных нравственных качеств личности, так как дети вступают во взаимоотношения друг с другом, со взрослыми, с окружающим природным и предметным миром.

Учеными исследованы пути и средства формирования у дошкольников знаний о труде взрослых. Авторы доказывают, что представления об общественной значимости труда людей позитивно влияют на отношение детей к труду и являются предпосылкой выбора будущей профессии.

Многие ученые занимались изучением мотивационной сферы трудовой деятельности дошкольников. Ими установлена зависимость формирования разнонаправленных мотивов от расширения жизненного опыта детей, наличия у них умений реализовывать мотивы в своей деятельности. Они связывают процесс становления и развития трудовой деятельности дошкольника с воспитанием положительного отношения ко всем ее этапам, созданием положительной предрасположенности к труду, учетом его посильности и адекватности индивидуальным особенностям личности каждого ребенка, что оказывает существенное влияние на проявление трудовой активности.

Таким образом, материалы исследований позволяют предположить, что зарождение и развитие трудовой деятельности детей осуществляется на основе единства и взаимосвязи различных факторов: многообразных мотивов, знаний о потребностях человека и значимости труда, развитости воли ребенка, его индивидуальных и типологических особенностей. Вместе с тем, изучены далеко не все средства и пути подготовки дошкольников к труду. Переход на рыночные отношения, изменение взглядов общества на труд, а также появление новых форм его организации предполагают пересмотр методики приобщения дошкольников к трудовой деятельности.

Лысенко В. Д.

Предыдущая статья: Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх