Своеобразие театрально-игровой деятельности в дошкольном возрасте

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечёт к себе ребёнка. Оно с детства является для каждого ребёнка не только самым привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим.

Запас впечатлений, полученных в дошкольном учреждении, во дворе, в семье, самостоятельно реализуется ребёнком в игре. Театр не случайно обладает репутацией самого демократического, самого доступного вида искусства. Он может перенести предельно абстрактный художественный образ на язык действия, визуализировать слово и звук. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое, предоставляя им место для встречи.

Театр –творчество коллективное. В спектакле объединяются усилия драматурга, режиссёра, художника, композитора, актёра. Гармонический синтез искусств является стержневой основой и театрализованной игры ребёнка, которая в свою очередь есть уникальная мастерская творческого общения, где само общение выступает как творчество. Искусство театра незаменимо в воспитании духовно богатого человека, деятеля, творца.

Для полноценного развития всех сторон и сфер личности се деятельность должна быть многообразной. От того, какие виды и формы деятельности составляют реальное содержание воспитательного процесса, во многом зависит полнота реализации внутренних задатков и способностей ребёнка.

Связь между игровой и театрально-игровой деятельностью заключается в том, что в основе той и другой лежит условное воспроизведение событии, действий, взаимоотношений людей и обязательно присутствуют элементы творчества. Театральную деятельность в дошкольном детстве называют театрально-игровой.

Театрально-игровая деятельность как синтетический (обобщённый) вид деятельности объединяет деятельность художественно-речевую (сочинение текста, его передачу, отработку дикции и т.д.), изобразительную (оформление костюмов, декорации, кукол), музыкальную (исполнение песен, танцев, игра па музыкальных инструментах и т.д.) и игровую. Театрально-игровая деятельность будет игровой в той мере, в какой дети смогут свободно, самостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействие и отношения героев даже в буквальном воспроизведении детьми сказки, стихотворения.

Театрально-игровая деятельность, воплощая в себе отношение к окружающему, социальной действительности, имеет свои мотивы. Потребность – главный мотивационный фактор. Деятельность детей мотивирована личной заинтересованностью, коммуникативными потребностями и носит целенаправленный характер.

Цели игровой деятельности детей могут касаться игровых действии, ролевых позиции, могут быть снизаны с разыгрыванием сюжета, с процессом игровой задачи. Так, в процессе игровой деятельности может возникнуть несколько целей, например: «Хочу играть!» или цель, связанная с представлениями детей о разыгрывании роли: «Надо играть так, а не иначе!» Чтобы добиться цели, ребёнку необходимо мобилизовать максимум духовных и физических сил.

Целью педагогов в театрально-игровой деятельности является развитие творческих и личностных качеств детей, их волевой, эмоциональной’, когнитивной сферы, эстетического развития. После того как цель поставлена, анализируется ситуация, в которой предстоит действовать, и выбираются средства достижения цели, намечается последовательность будущих действий. Средства – все то, с помощью чего осуществляется деятельность (слово, образ, орудие, приспособления и т.д.).

Средствами театрально-игровой деятельности являются: пространство, в котором протекают все игровые действия; язык, который продиктован сюжетом (текст художественного произведения, сочинение текста, его передача, понятийность, речевой словарь); аксессуары, атрибуты, костюмы, игровые жесты, исполнение песен, пританцовывание, мимика и т.д. Прогрессом в театрально-игровой деятельности являются игровые действия, побуждаемые мотивом деятельности и соотносимые с целью деятельности, т.е. сама театрализованная игра. Основными структурными компонентами театрализованной игры как процесса являются: сюжет, содержание, роли, воображаемая ситуация, правила, игровые действия.

Сюжеты детских игр это отражение бесконечных сюжетов жизни. Содержание игры отражает ту или иную сторону жизни людей, животных или образов, созданных фантазией ребёнка.

Важным структурным компонентом и центром игры является роль, которую выполняет ребёнок. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью. Роль помогает ребёнку встать в позицию других людей.

Театрализованная игра предполагает создание воображаемой ситуации. Для того чтобы игра удалась, необходимо соблюдать правила, определяющие и регулирующие взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость. В процесс игры включены различные игровые действия. В конкретных действиях игры, связанных с выполнением роли по сценарию, ребёнку приходится отражать разнообразные стороны жизни, которые он вне роли мог бы и не заметить.

Принимая на себя ту или иную роль, ребёнок действует так, как она того требует. Ребёнок подходит к выполнению задания творчески, т.е. он не просто повторяет действие, а выбирает для себя наиболее удачный, по его мнению, вариант, внося в действие свои впечатления об окружающей действительности.

Театрально-игровая деятельность, являясь своеобразным видом игровой деятельности дошкольника, имеет свои особенности: она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей (сказочных персонажей), их взаимоотношений в соответствии с сюжетом и содержанием произведения с обязательным внесением элементов творчества.

Театрально-игровая деятельность является добровольной деятельностью, для которой характерны самодеятельный характер, высокая активность, контактная зависимость участников, способность к творчеству в целом.

Брызгалова А.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх