Сюжетная ролевая игра в работе с дошкольниками

Свободная сюжетная ролевая игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В ней ребёнок испытывает субъективное ощущение собственной свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.

Сюжетная игра не требует от него реального результата (как в других продуктивных видах деятельности), в ней важнейшим является сам процесс деятельности. Эти возможности ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Конечно, дети любят играть. И не только дети. Взрослые к играм тоже не остаются равнодушными, будь то увлекательные компьютерные, веселые подвижные во время отдыха и прогулок, интеллектуальные с разгадыванием ребусов и кроссвордов или специальные военизированные игры для взрослых типа «страйкбол». Даже обучение у взрослых (а не только у детей) проходит легче и результативнее, если они активно включаются в общение с преподавателями в интерактивном игровом режиме.

Сегодня распространена специальная игровая терапия, в которой применяются развёрнутые формы деятельности для коррекции различных отклонений в поведении (агрессивности, замкнутости, сниженной адаптивности и др.) и даже для лечения различных заболеваний.

И снова к вопросу: так играть или не играть? Конечно, играть. И детям, и взрослым. Но у взрослых есть и основная ведущая деятельность — трудовая. А вот детям остаётся только играть, играть, играть… Чем больше, тем лучше. Тогда сложные процессы адаптации ребёнка в наш сложный взрослый мир пройдут эффективно, легко, без лишних стрессов.

Игра для ребёнка — это не что иное, как особая форма его жизни, в которой осуществляется его связь с окружающей действительностью. Но если дети плохо играют, то скорее всего причины этого кроются в их неправильном воспитании в раннем возрасте, связанном с невозможностью ребёнка самостоятельно действовать (гиперопека со стороны взрослых, чрезмерный внешний контроль и др.). Наблюдения также подтверждают, что другой причиной является отсутствие у них информации о деятельности взрослых и, что наиболее важно, их отношениях друг с другом. Часто эти причины взаимосвязаны.

Как научить играть ребёнка дома или в дошкольном учреждении? К сожалению, на практике часто возникает самое худшее, что сможет в этом случае произойти — педагоги начинают «проводить» с детьми игру так же, как проводят занятие. Они регламентируют деятельность детей, распределяют роли, предписывают действия, оценивают поступки детей по выполняемым ими правилам игры и т.д. И здесь воспитателю достаточно только сказать: «Дети, сегодня будем играть в стройку», как дети привычно и слаженно включаются в… игру. Но, к сожалению, это не игра, а лишь подобие игровой деятельности, часто заорганизованной.

Для того чтобы осуществить адекватное педагогическое руководство (воздействие) по отношению к сюжетной ролевой игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе. Очень важно и необходимо взрослым уметь играть с детьми. И это одно из самых важных условий организации ролевой игры в дошкольном учреждении.

Роль воспитателя для развития детской игры важна на протяжении всего дошкольного детства, но функции взрослого постепенно меняются. Чем старше становятся дети, тем сложнее организация игры. Взаимодействие воспитателя с детьми приводит к формированию новых более сложных игровых умений и развитию творчества (Н.Я. Михайленко).

Педагогическая практика подтверждает, что, начиная с раннего возраста, можно приучать детей продуктивно вступать в игровое взаимодействие друг с другом на доступном им уровне. Помогает этому умение пояснять один одному игровые замыслы и согласовывать их в процессе. Это также способствует развитию адекватной коммуникации на всю дальнейшую жизнь.

Если ребёнок воспитывается в разновозрастной группе или играет постоянно с детьми разного возраста на детской площадке, то процесс «втягивания» его в ролевую игру проходит более естественно при помощи детей старших возрастов. Если таких условий нет, то в качестве партнёра он обязательно выберет себе взрослого. И папе, и маме настойчиво скажет: «Давай поиграем…»

В педагогическом процессе важно различать два тесно связанных направления деятельности воспитателя: совместную игру педагога с детьми, в которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования уже имеющихся игровых навыков. Чем старше становятся дети, тем больше изменяется сама форма взаимодействия взрослого с ребёнком.

Вот такая эта простая (для детей) и в то же время необыкновенно сложная (для педагогов и родителей) игра. Об этом написано много умных книг и пособий. Наш небольшой экскурс в психологические основы детской ролевой игры можно завершить словами выдающего учёного-исследователя Д.Б. Эльконина, посвятившего большую часть своей жизни экспериментальному изучению психологии детской игры. Он делает вывод о том, что «методика руководства детской творческой игрой — дело сложное, требующее большого педагогического такта. Совершенствованию этой методики должно помочь ясное представление о психологической природе игры, о ведущем её значении в развитии детской личности», и оставляет нам (педагогам) в наследство для глубокого и тщательного рассмотрения свой неоценимый труд — монографию «Психология игры».

Шашок В.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх