Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации ребёнка

Если бы я работала в обыкновенном детском саду, я сказала бы так: игра занимает важное место в жизни ребёнка, является ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она — их мир, их бытие… Так я сказала бы об обычных, наших с вами детях. Наши воспитанники несколько другие.

Ребёнок, растущий в детском доме, как правило, трудно общается. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны — он одновременно добивается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Отсутствие навыков общения, хотя бы небольшого социального опыта — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии.

Я специально заострила внимание на характеристике наших детей для того, чтобы пояснить, какая большая коррекционная работа должна быть проведена с ними, с какими проблемами сталкиваемся мы, педагоги, воспитывающие детей без родителей. Но разве похожих проблем нет и у вас?

Дети в игровой комнатеЯ более подробно остановлюсь на работе по обучению детей сюжетно-ролевой игре и коррекционной работе с детьми во время игры, которая проходила в нашей старшей группе. Прежде всего эту работу мы начали с диагностики уровня развития игровой деятельности в группе. Диагностику проводили по методу, который предлагает Д.Б.Эльконин. И здесь выяснилось, что уровень этот далеко не однородный, мало того, он не соответствует возрасту наших детей в силу объективных причин.

Замысел игры дети обсуждают, но не всегда учитывают точку зрения партнёра. Перспективу игры видят слабо и импровизируют только некоторые дети. Бытовые сюжеты игр преобладают, но вместе с тем появляются известные сюжеты, такие как: «Магазин», «Поликлиника», «Театр», «Железная дорога» и т.д.

Дети стараются выполнять правила в соответствии со взятой на себя ролью, следят за выполнением правил другими детьми, но нарушение правил лучше замечают со стороны и при этом легко выходят из роли.

Большое внимание мы уделяем организации пространственно-развивающей среды. Она должна давать детям возможность играть в самые разнообразные игры, как по виду (сюжетно-ролевая, театрализованная, дидактическая, конструктивная и т.д.), так и по содержанию («Семья», «Магазин», «Аптека» и др.).

В нашей групповой комнате выделено место для сюжетно-ролевой игры. В нём размещён кукольный уголок, который оформлен в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами.

Распределение игрушек по своим местам очень помогает воспитанию у детей таких ценных качеств, как дисциплинированность и организованность, упорядоченность в действиях.

Немаловажную роль в подготовительной работе к сюжетно-ролевой игре имеют произведения художественной литературы, которые систематизируют и обобщают знания детей.

Если эту работу вести с младшей группой, то к старшему возрасту можно развернуть очень интересную и содержательную игру. Так, если взять за конечный результат игру «Больница», то можно её развернуть таким образом, чтобы одна сюжетная линия находила свою реализацию на разных возрастных ступенях развития ребёнка. Но в зависимости от знаний и игровых возможностей детей подготовительная работа и темп игры усложняется. Для детей четвёртого года жизни можно предложить игру «На приёме у врача», дети пятого года жизни будут играть в игру «Аптека», в старшей группе сюжет разворачивается в «Поликлинику» и пиком развития сюжета может стать игра «Больница».

Несколько слов хочу сказать о руководстве игрой дошкольников, которое должно быть очень гибким. Здесь используются прямые и косвенные приёмы. Но в случае с нашими детьми преобладают прямые приёмы. Они позволяют нам принять ролевое участие в игре, в сговоре детей, в разъяснении и оказании помощи, в совете по ходу игры или в предложении новой темы для игры.

Так, при подготовке к игре «Поликлиника» я сначала выполняла главные роли (детский врач, окулист, аптекарь, регистратор, процедурная медсестра), затем брала на себя второстепенные роли (мама, которая привела ребёнка, сама больная) и только затем — роли заднего плана (главврач, сестра-хозяйка и т.д.).

Являясь участником игры, в зависимости от ситуации, я всегда имела возможность уточнить желание детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

И в заключение хочется отметить, что обучение сюжетно-ролевой игре хотя и занимает важное место в коррекционно-воспитательной работе, однако не является её самоцелью, поэтому нельзя считать время зря потерянным, если ребёнок не научится самостоятельно играть и будет нуждаться в помощи взрослого. Главным, на наш взгляд, является то, что ребёнок выходит из своего замкнутого мира.

Е. Казакевич


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх