Проблемы одарённости ребёнка

В последние годы заметно повысился интерес к проблеме одарённости. Не случайно отечественные и зарубежные исследователи и практические работники системы образования активно ищут пути и средства воспитания, обучения и развития одарённых детей и талантливой молодёжи.

Это содействует решению глобальной задачи по формированию творческого потенциала общества, обеспечению возможностей для более интенсивного прогресса, развития науки и культуры, производства и социальной жизни людей в обществе.

Многообразие видов интеллектуальной деятельности также требуют от современного человека развитой способности, одарённости к ответственному, быстрому реагированию и выполнению действий в разных жизненных обстоятельствах. Вот почему, кроме знаний, современному человеку важно иметь развитую способность, умение ставить проблему, самостоятельно искать и находить способы и средства её решения. Всё это чрезвычайно важно знать педагогам, психологам, родителям. Как рассматривается в психологии понятие «одарённость»?

Феномен одарённости человека исследуется отечественными и зарубежными психологами. Исследователями выявлено, что общая одарённость является фундаментом для развития специальной одарённости.

детская одаренность

Сегодня выделяют не только общую одарённость, но и её внутреннюю структуру. Данные исследований Д. Гилфорда, Е. Торренса, Д.Б. Богоявленской и ряда других психологов позволили выделить два вида общей одарённости: интеллектуальную и творческую одарённость (или креативность).

Многолетние исследования психологов позволили также установить определённую возрастную последовательность проявления одарённости в разных предметных областях. Так, например, одарённость к музыке проявляется ранее других способностей. За ней развиваются способности к изобразительной деятельности и вообще способность к искусству.

Причём способность к искусству проявляется раньше, чем к наукам. Одарённость к математике, лингвистике, технике зачастую проявляется уже в детском возрасте. А вот литературные, научные и организаторские способности, одарённость (а нередко и талант) проявляются в более позднем возрасте.

В экспериментальных исследованиях выявлены 6—7-летние периоды изменения творческой продуктивности и определенные возрастные её максимумы. В частности, замечено, что в научной деятельности максимум приходится на период 35—40 лет.

Воспитание и развитие одарённости, таланта во многом определяется собственной активностью человека и условиями его жизни.

Проявлению одарённости способствуют прежде всего демократический стиль отношений в семье и в учреждениях системы образования, наличие творческих образцов для подражаний.

Общеинтеллектуальная одарённость может проявляться в высоком уровне умственного развития и в содержательном своеобразии умственной деятельности самого человека.

Одарённость (как и другие способности) не «задаётся» природой в готовом виде при рождении человека. Врожденные задатки способностей являются лишь предпосылками и одним из условий весьма сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей человека.

Успехи в развитии одарённости в большей мере зависят от среды и характера деятельности, как важнейшей формы активности человека.

Известный российский психолог Н.С. Лейтес подчёркивает, что одарённость человека проявляется во всей совокупности его способностей, и, несмотря на многообразие своих проявлений, она сохраняет некоторое единство. По мнению исследователя, универсальными внутренними условиями осуществления деятельности является активность и саморегуляция.

Активность соотносится в психологии с деятельностью и обнаруживается как динамическое условие её становления, реализации и видоизменения, как свойство её собственного движения. Быть активным — значит находиться в состоянии действования, — отмечает А.А. Люблинская. Активность характеризуется рядом факторов:

  • производимые действия обусловливаются спецификой внутренних состояний субъекта в момент действования;
  • произвольностью, т.е. наличием у субъекта цели.

В.Д. Небылицын уточнил и расширил понятие «активность». По его мнению, «активность» значительно шире понятия «деятельность». Психологии выделяется понятие «активность личности», которое рассматривается как способность человека производить личностно-значимые преобразования в бытии, в социуме и которые проявляются в волевых актах, общении, творчестве. Активность личности — это активная жизненная позиция человека, которая выражается в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, интересов, единстве слова и дела.

Благодаря своей активности человек с раннего детства вступает в практические, действенные отношения с окружающими предметами и в общение с близкими ему людьми. Меняющиеся содержание, формы и побуждения к активности ребёнка, являясь результатом его развития в ранние периоды жизни, становятся условием дальнейшего формирования личности. На каждом этапе онтогенеза активность приобретает свою специфику и свое содержание. Так, например, активность дошкольника принимает формы различных видов деятельности: игры, выполнения отдельных трудовых, физкультурных или других действий. Активность ребёнка-дошкольника побуждается интересами и потребностями этого возраста. Под влиянием специального обучения (в широком смысле) движения приобретают организованность и целенаправленность, становятся произвольными, а затем и волевыми, т.е. управляемыми.

Следующим внутренним условием осуществления деятельности одарённого человека является саморегуляция.

Психологическая саморегуляция (англ. psycholoqical self) «означает один из уровней регуляции активности живых существ, для которых характерно использование психических средств отражения реальности». В таком широком смысле понятие «психологическая саморегуляция» используется для характеристики разных аспектов жизнедеятельности, в том числе целенаправленной деятельности и поведения человека.

Активность и саморегуляция являются необходимыми предпосылками всех действий человека, от элементарных движений до сложнейших видов творчества. Первичность и универсальность названных свойств не умаляют значения их и как важнейших условий становления способностей к самым различным видам деятельности.

Известный психолог Н.С. Лейтес ввёл в психологическую науку более широкое понятие — общая умственная одарённость. Для умственного развития детей, как полагает Н.С. Лейтес, особое значение имеет возрастная чувствительность. Это означает, что с возрастом происходит изменение уровня и направленности возрастной чувствительности и активности. Это приводит к тому, что у растущего человека появляются и далее сменяют друг друга сензитивные периоды. То есть с наступлением сензитивного периода ребёнок особо чувствителен к тем или иным воздействиям извне. И это должно учитываться всеми, кто ищет пути и средства развития умственной одарённости и способностей человека.

Ранее других исследователей Б.М. Теплов как бы предвосхитил в своих научных взглядах многое в понимании и трактовке одарённости как психологического феномена. Для понимания одарённости, по мнению Б.М. Теплова, следует исходить из базового, основного понятия — способности. Исходя из этого, одарённость рассматривается Б.М. Тепловым как то индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко и быстро приобретать навыки и умения для успешного выполнения деятельности. Но одарённость (по Теплову Б.М.) не сводится к сумме навыков и умений. Одарённость развивается на основе врождённых задатков как анатомо-физиологических особенностей. По мнению Б.М. Теплова, нельзя говорить об «одарённости вообще». Одарённость проявляется в деятельности, в которой она и развивается. С учётом этого исследователь выделяет два вида одарённости: специальная одарённость, которая обеспечивает успех в выполнении определенной деятельности, и общая одарённость, оказывающая влияние на успешность выполнения многих видов деятельности. По данным исследований Б.М. Теплова одарённость не является единственным фактором, который определяет успешность выполнения деятельности. Данное положение учитывается многими исследователями при построении модели одарённости человека.

Таким образом, в практике воспитания, обучения и развития одарённых детей и талантливой молодёжи необходимо опираться, с одной стороны, на психологические понятия: одарённость, общая и специальная одарённость, возрастная чувствительность, активность, саморегуляция, а с другой — на поиск активных методов и современных технологий, способствующих формированию и развитию важных черт личности одаренного человека и сохранности его психологического и психического здоровья. Мы исходим при этом из того, что потенциал личности одарённого человека содержит огромные возможности не только отвечать на вызовы современного глобального мира, но и задавать направление его развития.

Т. Савельева


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх