Труд дошкольников в природе

В младшей группе при организации труда в природе прежде всего необходимо вызвать у детей интерес к животным, к действиям по уходу за растениями и животными, желание выполнять доступные трудовые поручения. Воспитатель знакомит детей с растениями своего участка, со свойствами природных материалов, обращает внимание на изменения погоды, организует наблюдение за животными.

Проводится также наблюдение за трудом в природе взрослых, старших дошкольников. При этом важно привлекать внимание детей к результатам труда. Во время наблюдений воспитатель дает простые поручения малышам: с помощью взрослых покормить птичек, рыбок, полить комнатные растения, растения на грядках, собрать овощи. Если в уголке природы есть питомцы, то ежедневный уход за ними осуществляется в присутствии детей, чтобы они видели заботливое отношение взрослого к питомцам. Это будет способствовать возникновению у детей желания самим поухаживать за животными.

В средней группе, заботясь о животных и растениях, дети выполняют трудовые поручения с помощью взрослых и самостоятельно.

Педагог постепенно готовит детей к пониманию того, что для жизни и роста растений необходимо создавать благоприятные условия (солнечный свет, тепло, влага, определенная почва). Важно позаботиться о том, чтобы дети испытали радость от труда в природе.

Воспитатель организует наблюдение за трудом старших дошкольников на огороде. При этом обращает внимание на то, насколько старательно работают дети, какое отношение к труду они проявляют.  Это позволяет воспитанникам представить значимость постоянных усилий, необходимых для получения урожая.

Важно, чтобы каждый ребенок принял участие в труде в природе, ощутил затрату сил. В процессе выполнения трудовых заданий воспитателю важно сформировать у детей умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия (полива растений, рыхления земли, кормления животных и др.). Не стоит забывать, что в этом труде детей в первую очередь интересует не результат, а сам процесс трудовых действий. Педагог объясняет детям, что их деятельность на участке связана с погодными условиями, состоянием растений (летом жарко, земля высыхает, нужно поливать каждый день; после дождя растения поливать не нужно).

Дети 4-5 лет еще не способны к продолжительному ожиданию, поэтому следует чаще напоминать им о конечной цели всех приложенных усилий. Чтобы сделать период ожидания менее утомительным для детей, можно поставить на грядке фанерную табличку с красочным рисунком будущего урожая.

Важно обратить внимание на культуру трудовой деятельности «почемучек». Когда дети носят воду, делают лунки в земле, посыпают между грядок песком, то должны следить, чтобы одежда не стала мокрой, грязной. Перед началом работы взрослый проверяет, закатали ли они рукава, надели ли фартуки, помогает подготовить все необходимое оборудование. Следует учить детей работать аккуратно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с трудовыми навыками будут формироваться привычка к опрятности, поддерживать порядок во внешнем виде.

Педагог постоянно подчеркивает необходимость заботы о животных, хвалит тех детей, которые проявляют интерес к ним, обращаются с просьбой позволить им покормить животных.

В старшей группе содержание труда детей в природе усложняется. Дети уже имеют некоторый запас знаний, владеют навыками ухода за животными и растениями, сознательно относятся к своим обязанностям. Перед педагогом стоит задача закрепить у детей положительное отношение к труду в природе, выработать у них понимание ответственности за рост и развитие животных и растений, сформировать мотивы общественной пользы.

В работе воспитателя в этом направлении может быть примерно следующая последовательность: создание положительного эмоционального отношения к труду в природе; стимулирование интереса к росту и развитию растений и животных; поддержка трудовых усилий детей; помощь в доведении начатого дела до конца; формирование самостоятельности в действиях, инициативы, стремления по собственному желанию включаться в труд; объяснение значимости полученного или будущего результата; формирование старательности, ответственности, трудолюбия, общественно значимых мотивов деятельности.

При этом воспитателем могут быть использованы разные методы (в том числе практический, чтение художественной литературы, загадывание загадок, дидактические игры, пословицы, поговорки и др. Особо важное значение в формировании личности ребенка в процессе труда в природе имеет отношение самого педагога к ней, его любовь, эмпатия по отношению к природе, трудолюбие.

Поскольку труд в огороде, цветнике, в уголке природы чаще носит коллективный характер, необходимо формировать у детей психологическую готовность к совместному труду: умение справедливо распределять обязанности, согласовывать действия, оказывать поддержку, помощь совместными усилиями достигать цели и др. Важно учить детей замечать затруднения сверстников в процессе коллективного труда и оказывать им помощь.

Значение дежурства по уголку природы воспитателю целесообразно раскрывать на специальном занятии, где закрепляются знания детей о правилах ухода за растениями и животными, уточняются последовательность работы, обязанности дежурных, знания инвентаря и места его хранения, воспитывает ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Педагог обращает внимание на то, чтобы все дети по очереди дежурили в уголке природы, регулярно периодически проводит осмотр уголка природы со всеми детьми, отмечает результат их труда.

Следует периодически привлекать детей и к коллективной уборке уголка природы. Создание педагогом при этом атмосферы сотрудничества, увлеченности общей деятельностью, его мажорность, юмор, шутка, способствуют успеху совместной трудовой деятельности.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх