Упражнения для формирования правильной осанки у детей

Осанка формируется в процессе роста и развития ребенка при удержании головы, освоении движений в ползании, приобретении умения сидеть, стоять, ходить.

У детей дошкольного возраста наблюдаются различные нарушения осанки: крыловидные лопатки; усиление грудного кифоза (сутулость, круглая спина) и поясничного лордоза; плоская спина; осанка с асимметричной установкой плечевого пояса.

Отдельные виды нарушений осанки могут сочетаться, например: кругло-вогнутая спина (усилен грудной кифоз и поясничный лордоз) с сутулостью (крыловидные лопатки). Усиление поясничного лордоза может возникнуть при врожденном вывихе бедер, контрактуре в тазобедренных суставах. Нормальный физиологический изгиб позвоночника может усилиться, вызвав нарушение осанки по типу сутулости (общее усиление изгиба сзади) или круглой спины (кифоз в грудном отделе). Для сутулости характерен общий наклон туловища и головы вперед, сглажен поясничный лордоз, слабость мышц плечевого пояса, мышц спины, нарушено дыхание вследствие сужения грудной клетки.

На усиление кифоза может оказать отрицательное воздействие статическая нагрузка в положении стоя и сидя, неправильная поза во время сна. Педагогические и медицинские работники, родители должны исключить возможность нарушения осанки у детей, соблюдать гигиенические правила сна, занятий за столом соответствующей высоты, достаточное освещение при рисовании, письме, лепке и т. п.

Профилактическое воздействие оказывают мероприятия, способствующие нормализации процессов роста и развития ослабленного детского организма после перенесенных заболеваний, у детей с функциональной недостаточностью сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и других систем. Под влиянием физических упражнений мышцы укрепляются, формируется мышечный корсет, улучшаются функции опорно-двигательного аппарата.

Закаливающие процедуры, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, плавание, физкультурные минутки и паузы, самостоятельная двигательная деятельность позволяют сформировать у дошкольников потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. В условиях дошкольного учреждения все формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы оказывают существенное влияние на организм детей. Важную роль играет правильное построение и содержание физкультурных занятий.

При наличии нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата необходим комплекс дополнительных мероприятий и специальных упражнений в виде лечебной физкультуры, массажа, корригирующей гимнастики, физиопроцедур, упражнений на гибкость, растягивание со статическим и динамическим напряжением, элементы восточных оздоровительных систем, дыхательные упражнения.

Для каждого ребенка упражнения подбираются с учетом индивидуальных отклонений. Детям с сутулой и круглой спиной полезно выполнять наклоны назад с локализацией движения в грудном отделе позвоночника из исходных положений, способствующих его разгрузке (лежа на животе, спине, стоя в упоре на коленях).

При лордозе для укрепления мышц живота выполняют упражнения из исходного положения лежа на спине, попеременно поднимая прямые ноги и переходя в положение сидя; для укрепления ягодичных мышц — разгибание ног в тазобедренных суставах лежа на животе и стоя. При сглаженности физиологических изгибов позвоночника повышают сократительную способность мышц спины и живота.

Для формирования представления о правильной осанке выполняют следующие упражнения:

  • Стоя у стены, поднимать руки вперед, вверх, в стороны, приседать.
  • Отвести гимнастическую палку вверх, ногу назад на носок.
  • Ходить по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук, с мешочком на голове (150—200 г).
  • Из положения лежа на животе разгибать и сгибать руки, прогибаясь.
  • Лазать по гимнастической стенке, выполняя висы.
  • Приседать с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее лопатками и затылком.
  • Из положения лежа на спине поднимать и опускать прямые ноги.
  • Поднимать и опускать туловище в этом же положении.

Упражнения различают по сложности выполнения, динамичности (активные и пассивные) и упражнения в парах.

Смирнов Р.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх