Виды кукол

Куклы появились на свете давным-давно, в первобытные времена. Наши праотцы думали, что если они смастерят символическое животное или человека и произведут над этими символами магические действия, удачная охота или победа над врагом обеспечена. Тетральные куклы

В Греции родился миниатюрный кукольный театр, который называют вифлеемским ящиком. Кукольники ходи по городам, показывая представления о рождении Христа и о царе Ироде. В разных странах театр-ящик приобретал своп особенности, он сохранился и до нашего времени. В Румынии ящик сохранился под названием «Вифлеем», в Польше — «шопка», в Беларуси — «батлейка».

В кукольном театре можно посмеяться от души. Весельчаком кукольный театр стал уже к XVI —XVII векам. В каждой стране появились свои задорные, смелые, неунывающие герои-куклы. В Италии это — Пульчинелла, во Франции — — Полишинель, в Англии — Панч, в России — Петрушка.

С середины XIX века все шире становится влияние педагогических теорий, все больше внимания уделяется вопросам детского воспитания средствами театрального искусства. Ведь у кукол особенный мир — зеркальное отображение нашего, человеческого. Кукла — спутник жизни ребенка. А в руках педагога •- одно из важных средств воспитания.

Театральных кукол на свете существовало и сейчас существует великое множество. Их размеры колеблются от нескольких сантиметров до нескольких метров. Нет границ для фантазии и творчества при изготовлении кукол мастерами, педагогами п детьми. Занимаясь проблемами театрально-игровой деятельности детей, мы убедились, что в настоящее время в дошкольных учреждениях проводятся театрализованные игры с использованием разнообразных как уже хорошо известных, так и менее распространенных театральных кукол, таких, например, как большая напольная кукла, куклы-ложки, куклы-тарелки, куклы на ладошке и др.

Опираясь на знания о многообразии театральных кукол, полученные нами в результате тщательного изучения разнообразного научно-методического материала, сотрудничества с народными мастерами, художниками, производителями кукол на предприятиях, а также проанализирован виды кукол, которые имеются в детских образовательных учреждениях нашей страны и за ее пределами, мы накопили большой теоретический и практический материал по данной проблеме. Для наиболее полного представления о разнообразии кукол, используемых в театрализованных играх, мы предлагаем следующую классификацию видов кукол:

  • по величине — мелкие, средние, крупные;
  • по объему — плоские, полуобъемные и объемные;
  • по функциональным свойствам — простые, без подвижных деталей; с подвижными деталями, магнитные;
  • по удожественно-образному решению — реалистический образ; условный образ. В театрализованных играх дети используют готовые (промышленные игрушки), игрушки, изготовленные ими самими пли в сотворчестве с педагогами и родителями. Зачастую дети прибегают к абстрактной игрушке или предметам-заменителям (кубик, конус, шарик и т.д.);
  • по материалу, из которого изготовлены куклы. из дерева, картона, бумаги, ткани, меха, нитей, пенопласта, дермантина, поролона, фанеры, кожи, различных комбинаций материалом, из природного материала (желудей, шишек, соплодий, семян, листьев, раковин и т.п.) и т.д.;
  • по своему устройству — куклы, которые надеваются па руку (пальцы), например куклы-перчатки, варежки, носки, пальчики и их разновидности, куклы па ладонь п.т.д.; куклы-марионетки, которые управляются сверху нитями; тростевыс куклы, которые управляются снизу с помощью тростей; куклы театра теней, которые управляются с помощью стержня; куклы плоскостные, которые перемещаются рукой и имеют различные приспособления (например, язычки, подставки, контактную ленту) для размещения на плоскости; большие театральные куклы, которые накладываются на ребенка и закрепляются с помощью резины, лент, тесьмы; куклы — образные игрушки, которые перемещаются рукой, и др.

Как видим, предложенная нами классификация видов кукол проста и дает педагогам представление о многообразии театральных кукол.

Театральная кукла является атрибутом большинства театрализованных игр дошкольников. По существуют игры, в которых ребенок не использует кукол, а играет сам, наряжаясь в костюмы, подбирая маски и входя и образ героя. Для более точного представления о разнообразии театрализованных игр дошкольников предлагаем обратиться к рассмотрению вопроса об их классификации.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх