Влияние детско-родительского взаимодействия на развитие шестилетнего ребёнка

Наше внимание к взаимодействию в системе «ребёнок—родители» обусловлено в немалой степени и чрезвычайно важной его ролью в психическом развитии ребёнка, в том числе на этапе переходного к школе возраста.

В настоящее время, как зарубежными, так и отечественными исследователями доказано влияние стиля родительского поведения на эмоционально-личностное его развитие. Так, например, обнаружено, что дети авторитетных родителей, для которых характерен очень высокий уровень контроля и холодные отношения с ребёнком, отличаются замкнутостью и робостью, почти (или совсем) не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны! Дети же из семей «авторитетных» родителей, где высокий уровень контроля сочетается с тёплым отношением к ребёнку, по сравнению с другими — более уверены в себе, у них выше самоконтроль, социальная компетентность. Такие дети лучше всего адаптируются к новым условиям. Особенно негативно сказывается индифферентный стиль поведения с характерными для него попустительством и скрытой неприязнью к ребёнку (Бомринд [Baumrind] Lekterman, Banduraи др.). Замечено: члены семей, в которых достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильны и вполне удовлетворяющие.

В ряде работ доказано влияние родителей, их взаимодействия с детьми на самооценку старших дошкольников и младших школьников. В числе таковых — исследование С. Куперсмита, изучавшего семьи с детьми, имеющими разную самооценку (высокую, среднюю, низкую).

Им выявлено: родители детей с низкой самооценкой, как правило, стремятся сформировать у своих сыновей (дочерей) послушание, подчинение, приспособительное поведение. Сами же родители нередко вступают в конфликт.

Характерной особенностью родителей, в чьих семьях росли дети со средней самооценкой, являлась повышенная тревожность относительно их самостоятельности, низкий уровень притязания, покровительственная, снисходительная позиция по отношению к своим детям.

Для семей, где росли дети с высокой самооценкой, были типичными солидарность, взаимоуважение, доверие, внутреннее принятие ребёнка, сочетающиеся с требовательностью к нему. Замечено также, что родители в таких семьях значительно чаще проявляют интерес к детской деятельности и соучаствуют в значимых для ребёнка делах, нежели родители детей с низкой самооценкой. Имеются убедительные доказательства того, что качество, содержание опыта, который приобрёл ребёнок в детстве в процессе домашнего общения со своими родителями, является более важным фактором, нежели показатель времени, проведённого вместе.

Доказано также: взаимодействие родителей с детьми старшего дошкольного возраста сказывается не только на эмоционально-личностном развитии детей, но и на их креативности, творчестве, интеллекте.

Так, в ходе специального исследования Т.Н. Тихомировой выявлено, что для развития креативности ребёнка переходного к школе возраста, особое значение имеют такие воспитательные воздействия родителей, как «поддержка самовыражения ребёнка» (предоставление выбора и самостоятельности, удовлетворение его потребностей и желаний, поощрение эмоционального самовыражения и др.). Дело в том, что эмоционально поддерживающее воспитательное поведение взрослых позволяет ребёнку действовать, основываясь на внутренних стимулах, содействует рождению и укреплению его веры в себя. Ребёнок же, который уверен в своих силах, будет скорее действовать по своему разумению, по внутренним мотивам, нежели тот, который сомневается в себе, ждёт, полагается прежде всего на внешние стимулы, воздействия взрослых, их указания.

Для развития интеллекта ребёнка этого возраста особое значение, как выяснилось, имеют такие воздействия родителей, как «поощрение общения и взаимодействия» (прежде всего со стороны отца), «вовлечённость взрослого в жизнь ребёнка» (прежде всего, матери). Немаловажное значение имеет и поощрение исследовательской деятельности детей, посещение ими развлечений, театра (особенно для развития креативности).

Я.Л. Коломинский,

доктор психологических наук, профессор

Е.А. Панько,

кандидат психологических наук, профессор

Е.Ч. Алехнович,

кандидат психологических наук, доцент


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх