Влияние игр на развитие познавательной активности дошкольников

Использование в процессе учебно-познавательной деятельности элементов проблемного обучения: создания проблемно-игровых и других проблемных ситуаций, поисковых действий, элементарно-поисковой деятельности.

Под влиянием систематического использования занимательного дидактического материала на занятиях у детей вырабатывается умение быстро включаться в активный познавательный процесс. Занимательный материал способствует формированию элементов логического и интуитивного мышления, умения проявлять догадку. Эти качества мыслительной деятельности необходимы детям уже в первом классе. От детей требуется умение быстро и однозначно ориентироваться в ситуации, т.е. проявлять сообразительность.

Под влиянием развивающих занятий у детей меняется отношение к обучению в целом. Оно принимает характер развивающего обучения, это значит, что детский сад становится для них «школой развития».

Сейчас многие детские сады работают по программе «Пралеска». В этой программе большое внимание уделяется познавательно- практической деятельности, в процессе которой ребенок проявляет способность самостоятельной найти те качества, свойства, которые мы, взрослые, не замечаем, но они все-таки существуют и могут иметь существенное значение в дальнейшем развитии ребенка.

Педагогически правильно организованная деятельность с наибольшей эффективностью способствует формированию познавательной активности.

С целью изучения влияния развивающих игр на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста нами было проведено исследование.

Формирующий эксперимент включал три стадии, которые были направлены на формирование познавательной активности ребенка.

Первая стадия эксперимента проводилась с целью обучения детей задавать вопросы (использовалась методика В.М.Букатова). Детям предлагалось как можно больше заметить странного и необычного в картинках и выразить это в своих вопросах к взрослому.

На второй стадии формирующего эксперимента был проведен ряд развивающих занятий, которые включали в себя развивающие игры, познавательные задачи, проблемные ситуации.

В детском саду был проведен ряд развивающих игр: «Кто первый отгадает, что лежит в сумке». Определить динамику и направленность познавательной активности использовалась «Вопрошайка» (модификация М.Б. Шумаковой). Определить умение задавать вопросы «Внимание, внимание, угадай-ка» (ВВУ из книги Н.П. Никитина «развивающие игры»). Развивающие игры для тренировки внимания: « Муха» (устойчивость) , для образного мышления «Головоломка с палочками», для тренировки логического мышления «Назови одним словом», «Третий лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Кто самый-самый», игры развивающие мышление, сообразительность «Говори наоборот», «Бывает не бывает».

Использовались упражнения на развитие гибкости ума:

1.Назовите слова, обозначающие деревья (береза, ель, сосна, кедр, рябина и т.д.).

2.Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…).

3.Назовите слова, обозначающие домашних животных.

4.Назовите слова, обозначающие наземный транспорт.

«Четвертый лишний» (обобщение), «Где, чей домик?» дети воспринимали игры с интересом, но справлялись с ними не все. Многие не могли задать ни одного вопросы, они просто молча рассматривали картинки или задавали вопросы на отвлеченные темы: «Мы долго будем играть?», «Вы к нам еще придете?». Большинство детей описывали ситуацию. Дополнительные вопросы и разъяснения не всегда приводи к успеху. Также были дети, которые затруднялись сформулировать свой вопрос: «Почему коза лежит на печке, а заяц смотрит в окно?».

Анализ ситуации у старших дошкольников характеризуется односторонностью, неумением вычленить разные аспекты исследовательского содержания. Это находит выражение и в стереотипах детских вопросов, начиная с вопроса «что», «как» или «почему», дети и далее задают вопросы: «Что, заяц что-то рассказывает?», «Что, волк сердится?», «Что, зайчикам весело?».

Было и так, что по познавательному смыслу ребенок задает разные вопросы, а по форме выражения они однотипны: «Что такое висит на стенке?», «Что за бутылка?», «Это что такое?».

Таким образом, умение исследовать проблемную ситуацию с помощью вопросов позволяет судить об индивидуально-типических особенностях развития познавательной активности старших дошкольников и выявить уровни познавательной активности.

Дети с высоким уровнем развития исследовательской активности в форме вопросов успешно решают задачи типа «практической головоломки». Они активно изучают ее, быстро выделяют ключевые детали и концентрируют на них внимание.

Дети со средним уровнем умеют слушать, слышать, но выполняют задания с многочисленными пробами.

Дети с низким уровнем исследовательского развития рассматривают одни и тех же стороны задания, упуская из виду другие, не выделяют ключевых деталей в задании.

Как показал эксперимент, игры позволяют повысить эффект развивающего обучения, развить познавательную активность дошкольников, творческие потенциалы детей.

Поздеева Т.В.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх