Воображение старших дошкольников как фактор развития его личности

Воображение занимает большое место в жизнедеятельности до школьника. Воображение дает ему возможность реализовать свои потребности в познании, самоутверждении и самовыражении. Возникнув предметно-игровой деятельности, оно становится фактором развития различных форм игры, художественно-творческой деятельности, общения ребенка.

Экспериментальные исследования проявлений детского воображения (Н И Стрелянова) показали индивидуальные различия, которые влияют на направленность личности ребенка.

У детей — «мечтателей» рано формируется внутренний план действий, столь значимый для учебной и трудовой деятельности. Но эти дети испытывают затруднения в межличностном общении, что накладывает отпечаток на направленность их личности к деятельности.

Дети — «воссоздатели» нуждаются в индивидуальной работе педагога с ними с целью создания ситуаций предвидения в деятельности, в том числе наиболее любимой детьми — изобразительной.

Дети — «преобразователи» обучаются легко и быстро. Рано складывающаяся творческая направленность личности находит свое проявление во всех видах занятий ребенка. Психологический дискомфорт дошкольник испытывает лишь при возможности объективизации своих творческих замыслов. Например, при использовании образца задания, который ограничивает его творческий потенциал. В изобразительной творческой деятельности это встречается и тогда, когда ребенок испытывает неудачу из-за отсутствия у него знаний и графических умений более высоких уровней.

Определение ряда этапов формирования воображения в дошкольном возрасте позволяет выявить условия, способствующие его активизации.

На первом этапе развития воображения нужна такая организации предметной стороны деятельности ребенка, которая позволяла бы в силу своей неспицифичности что-то домысливать и воображать. Когда он находится в такой ситуации, где все предметы четко и однообразно определены в своих функциях и значениях, это мешает развитию творческого начала и функции воображения. В то же время ребенку проще придать смысл уже предложенным взрослым ил сверстником предметным ситуациям и отношениям, нежели самому задавать их и одновременно осмысливать. Поэтому «зона ближайшего развития» функции воображения на первом этапе его развития связана, со специальными наглядно-образными задачами, условия которых предлагаются извне.

Формирование воображения на втором этапе определяется уже не конкретной ситуацией, а собственным опытом ребенка. Так же как и на предыдущем этапе, этот опыт предполагает создание ситуации, когда истинным субъектом деятельности является сам ребенок, активно владеющий различными, ранее усвоенными системами норм, способов действий и эталонов.

Особенностью третьего этапа является наличие у старшего дошкольника определенной внутренней позиции, которая позволяет ему самому задавать предметные отношения и придавать им смысл в зависимости от общего сюжета или замысла.

Чтобы ребенок мог перейти на более высокий этап развития воображения, он должен уметь принимать особую роль, внутреннюю позицию, позволяющую создавать единый смысловой сюжет, который позже будет реализован в деятельности. Это возможно при организации такой деятельности, которая не была бы жестко задана и нормирована, предлагала самостоятельность и инициативу, отвечала всем требованиям самодеятельности ребенка. В системе целенаправленного развития воображения особое место должны занимать не нормативы и эталоны деятельности, а пути их усвоения.

Благоприятным фактором развития воображения является детское экспериментирование, предполагающее самостоятельную ориентировочную деятельность с новыми предметами, изобразительными материалами.

Творческое воображение актуализируется в проблемной ситуации, при решении нестандартных творческих задач, не имеющих однозначного решения. Творческий процесс есть процесс поиска средств и способов решения задач такого типа.

При ориентации на данный тезис предметную среду необходимо рассматривать со стороны не многообразия, а условий и обеспечения пространства, которое дает детям возможность творить, придумывать, воображать. Она должна служить пусковым механизмом для воображения.

Должное внимание требуется уделять организации самостоятельной изобразительной деятельности ребенка. Последняя должна не навязываться ребенку взрослым, а быть максимально разнообразной, способствовать, всестороннему развитию и охватывать все основные сферы взаимодействия с окружающими людьми.

На стенах в групповой комнате на доступной для детей высоте могут быть вывешены репродукции и рисунки, причем экспозиция меняется в зависимости от настроения ребенка. По возможности одна из стен — Стена творчества» — предоставляется в полное распоряжение детей, что стимулирует создание как индивидуальных, так и коллективных картин.

Целесообразно использовать игры и упражнения, включающие элементы методики ТРИЗ и предваряющие собой изобразительную деятельность:

  • разрешение противоречий (”Тайна двойного”, “Польза-вред”, “Чем может быть”);
  • нахождение взаимосвязи между предметами, близкими по смыслу (сравнение верхних и нижних конечностей) и отдаленными (лампочка-крокодил);
  • подбор ассоциативного ряда (“На что похоже?”, “Наоборот”);
  • свободное фантазирование с использованием приемов оживления, увеличения, дробления, замораживания, изменения законов при роды и т. д.;
  • творческие задания на дорисовывание (“Сказочный лес”, “Проектировщики и строители”, “Что перепутал художник”, “Чего на свете не бывает”).

Кроме того, изобразительная деятельность позволяет детям экспериментировать с различными материалами, овладеть нетрадиционными техниками создания изображения (пальцеграфией, монотипии коллажем, кляксографией, ниткографией, объемной аппликацией, рисованием по влажной бумаге и т. д.) и тем самым активизирует воображение и развивает творчество старших дошкольников.

Горбатова Е.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх