Воспитание детей художественным словом

Нравственные чувства формируются у ребёнка в раннем возрасте, когда он открыт всему, усваивает те нормы и правила поведения, которые демонстрируются взрослыми, учится различать понятия «добро» и «зло», «измерять» свои и чужие поступки, подчинять своё поведение нравственным нормам.

Одним из доступных, ярких и действенных средств воспитания гуманных чувств у дошкольников является художественная литература. Воспитание детей художественным словом ведет к большим изменениям их эмоциональной сферы, что, в свою очередь, способствует появлению живого отклика на разные события в жизни. При чтении и слушании художественных текстов ребёнок видит конкретную ситуацию, переживает описываемые события, и чем они сильнее, тем сильнее его чувства и представления о действительности.

При организации режимных моментов хорошо использовать знакомые потешки, частушки, меткие сравнения из художественных произведений. Воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намёк на неопрятность, невежливость? Ребята проявляют интерес к поучительным стихотворениям, таким как «Мойдодыр», «Федорино горе»; «Девочка чумазая», «Девочка-рёвушка»; «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Неумейка»; «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака и многие другие. Отлично воздействуют на ребёнка уместно сказанные шутки, загадки, прибаутки. Ребята их хорошо запоминают и сами часто употребляют это.

К средствам воспитания нравственных и личностных качеств относятся следующие формы работы:

  • нравственное просвещение: пример взрослых, сверстников, чтение рассказов, стихов, сказок, использование пословиц, поговорок, рассматривание картин, просмотр мультфильмов, беседы, разъяснения, убеждения, тематические вечера, встречи этической тематики;
  • ролевые игры, их обсуждение;
  • трудовые поручения, индивидуальная работа;
  • нравственно-этические ситуации.

В основе работы по социально-нравственному и личностному развитию дошкольников лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности к близким взрослым и сверстникам, способности сочувствовать другому, радоваться вместе с ним. Такие качества вырабатываются в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребёнком на занятиях посредством интеграции игровой, художественной, познавательной, музыкальной, театрализованной деятельности. Литературный материал незаменим при реализации воспитательных задач, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, нежели свои собственные.

Эффективно использовать следующие методы:

  • анализ художественных произведений;
  • творческие задания;
  • рассказ текста по ролям;
  • психогимнастические упражнения;
  • метод подстановки;
  • метод перефразирования;
  • пересказ;
  • игра с зеркалом;
  • диалог с картинкой, фотографией;
  • имитационный диалог в предложенной ситуации;
  • «оживление» фрагментов литературных произведений;
  • анализ проблемной ситуации с последующей дискуссией;
  • анализ и сопоставление образов;
  • диалог по оправданию поведения героя;
  • театрализованные, режиссёрские игры, игры-драматизации;
  • сочинение сказочных историй;
  • введение нового персонажа (Хорплоша, Мирилка, Дружилка).

Дети очень внимательны к действиям и словам окружающих взрослых. То, что они наблюдают в поведении взрослых, становится частью личного опыта. Поэтому педагоги должны показывать правильные формы поведения, добрые чувства и отношения, вежливую речь и др. Хорошо практиковать разнообразные ситуации, способствующие освоению положительного опыта и ценностных ориентаций. При организации нравственно-этических бесед и ситуаций необходимо работать с подгруппой детей или индивидуально. Разговор следует вести тихим, спокойным голосом (приятный, мягкий голос ободряет, успокаивает ребёнка), говорить короткими фразами, используя простые законченные предложения, положительную оценку, похвалу. На протяжении одной беседы, ситуации необходимо говорить только об одном положительном качестве или правиле, подбирать и использовать стихи, сказки, пословицы, фрагменты мультфильмов, где говорится о нужном качестве. Нравственно-этические ситуации конструируются и разрабатываются как: игровые; имитационные; реального практического опыта; условные вербального плана.

При использовании вербальных ситуаций не стоит проводить прямые аналогии с событиями в группе, указывать конкретные имена и поступки детей. Необходимо пробудить определённые эмоциональные переживания, показать свои чувства, навеянные обсуждаемой в данный момент ситуацией, и помочь ребятам самим сделать необходимые выводы.

Е. Капкович


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх