Воспитание мальчиков женщинами воспитателями в дошкольном учреждении

Характерной особенностью современной системы дошкольного воспитания является её ярко выраженная личностная ориентированность, т.е. готовность педагогов пробуждать в ребёнке его субъективный потенциал: выявлять его задатки, способности, склонности, ориентировать на физически, психически и нравственно целесообразные поступки, обучать самоорганизации и др.

Естественно, подобная ориентация воспитательного процесса требует интеграции всех факторов, влияющих на него: возрастного, индивидуального, личностного, гендерного (полового). Реализация данных факторов предполагает, что будет раскрываться не только соответствующий потенциал детей, но и то, что взрослые будут согласовывать свои индивидуальные, личностные, возрастные особенности с соответствующими особенностями своих воспитанников. И если первые три фактора получают более или менее удовлетворительную реализацию, то гендерный — далеко не всегда. Под гендерным воспитанием мы понимаем целенаправленное педагогическое воздействие через обучение и просвещение детей, коррекцию, координацию и регулирование их поведения, способствующее выработке адекватного (правильного) мужского (мальчикового) и женского (девичьего) поведения.

Гендерное воспитание включает психолого-педагогическую, медико-биологическую и социально-гигиеническую работу с детьми. В его основе лежит гендерный фактор, т.е. осознание и реализация его участниками специфического «чувства» пола.

Гендерный фактор в дошкольном воспитании, по нашему мнению, предполагает:

  • раскрытие полового потенциала каждого ребёнка;
  • ознакомление детей с основными нормами, традициями, ожиданиями в отношении поведения представителей соответствующего пола, заложенными в конкретной культуре;
  • регулирование повседневного полового поведения детей в соответствии с конкретными требованиями;
  • гендерное просвещение родителей.

Реализация гендерного фактора состоит не столько в акцентировании физиологических особенностей поведения детей, сколько в раскрытии социально-психологических особенностей адекватного полу поведения.

Значение данного фактора чрезвычайно велико, т.к. его реализация способствует формированию у воспитанников чувства психофизиологической «самости» — мужественности (женственности), осознанию своей особой предрасположенности (избранности) к овладению специфическими гендерными ролями («защитник», «хозяйка дома» и др.). Как следствие — готовность к овладению отдельными умениями, способствующими реализации этих ролей в условиях дошкольного учреждения, школы и дальше — в семье.

К сожалению, современная социальная ситуация (в том числе в семьях) слабо способствует реализации данного фактора.

Можно отметить, по крайней мере, четыре тенденции, приводящие порой к неразрешимым гендерным проблемам и последующему дисгармоничному развитию личности детей:

  • ослабление этико-психологической составляющей в повседневных межполовых отношениях взрослых, что становится негативным примером для подражания детей;
  • самоустранение мужчин из участия в воспитательном процессе: в семье, в дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях, что приводит к неусвоению мальчиками мускулинной модели поведения;
  • увеличение количества неполных семей, где в роли родителя выступает женщина, что приводит к замещению воспитательных (в том числе гендерных) аспектов на хозяйственные, бытовые, досуговые;
  • подавляющее преобладание женщин среди педагогов в образовательных учреждениях.

Последняя имеет особое значение, поскольку она нарушает симметрию гендерных отношений в учреждении — педагоги-мужчины (воспитанники-мальчики), педагоги-женщины (воспитанницы-девочки), что может привести к негармоничной организации воспитательного процесса.

Особый интерес представляет проблема организации взаимоотношений педагогов-женщин и воспитанников-мальчиков. Она побуждает педагогов согласовывать собственную женскую природу с нарождающейся противоречивой мускулинной природой мальчиков и подчинять её актуальным целям и задачам.

На педагогов дошкольных учреждений возлагается обществом высокая миссия — создавать условия для гармонизации развития личности ребёнка-дошкольника, обеспечивать его дальнейшее поступательное продвижение, предупреждать возможные негативные влияния. Но указанная достаточно универсальная миссия требует от педагога постановки специфических целей, которые способствуют полноценному индивидуальному развитию каждого ребёнка. Одна из них — ориентация на специфические особенности развития мальчиков и девочек.

Связанные с полом различия обнаруживаются уже с первых дней жизни ребёнка. Уже в два года существуют половые различия в содержании и в стиле его игры. К четырём годам мальчики более мускулинны, чем девочки феминны. Мальчики ведут себя более инициативно, активно, соревновательно и агрессивно, чем девочки. Так называемый, «кризис трёхлетних» у мальчиков протекает резче и конфликтнее.

К 3—4 годам ребёнок усваивает свою принадлежность. Начинает проявляться идентификация мальчиков с представителями своего пола. Дети подражают родным, которые являются представителями того же пола. Ребёнок хочет ориентироваться на ценности именно своего пола, подражать формам и средствам, присущим для мужской модели поведения. К сожалению, порой перенимаются поверхностные или неправильные признаки и компоненты соответствующей модели поведения. Постепенно у мальчика-дошкольника начинает складываться представление о мужественности как интегральном качестве, которое уже становится специфической составляющей мускулинного сознания и предпосылкой формирования мускулинного поведения.

Педагогу-воспитателю дошкольного учреждения, независимо от его половой принадлежности, необходимо знать особенности гендерного развития мальчиков-дошкольников и осуществлять коррекцию воспитательного процесса с их учётом.

В реальной воспитательной практике мы сталкиваемся со следующими особенностями профессионального поведения педагогов-женщин, которые нередко лишают мальчиков возможности проявлять специфическую мускулинную инициативу и развиваться в соответствии со своими гендерными законами:

  • Педагоги-женщины обеспечивают в дошкольном учреждении и в группе атмосферу стабильности, равновесия отношений, толерантности, согласовывая все входящие и нисходящие социальные и воспитательные влияния. Это содействует формированию атмосферы умиротворённости, замедленности протекания процессов, отсутствия соревновательности, что приводит к выработке у детей вялости, неуверенности в своих силах, боязни проявить инициативу, самостоятельность.
  • У педагогов-женщин нередко (например, в силу относительно невысокого профессионального уровня, квалификации, компетентности и др.) отсутствует целостное представление о сущности процесса воспитания, его специфических особенностях и факторах. Это, в свою очередь, приводит к тому, что воспитание организуется как процесс унифицированный, построенный без учёта различных факторов развития детей, сводящихся к системе разрозненных мероприятий или нерегулярных воздействий на детей.
  • Педагоги-женщины нередко прибегают в качестве средства воздействия к неуправляемым эмоциональным реакциям, которые непонятны мальчикам и вызывают у них беспокойство.
  • У ряда педагогов-женщин существует неоправданная установка, что лучший воспитатель — это женщина, а мужчина не способен осуществлять процесс воспитания. Они открыто выражают эту установку, противопоставляют собственные воспитательные воздействия, влияния попыткам мужчин участвовать в процессе воспитания детей. В результате у мальчиков-дошкольников возникает неуверенность в собственных способностях, сомнения в возможностях мужчин и целесообразности контактов с ними.
  • Воспитание, организуемое педагогами-женщинами, зачастую имеет безоценочный характер, что лишает мальчиков, нуждающихся в постоянном оценивании их действий, возможности сравнивать их представления о своём поведении с представлениями авторитетных взрослых, не способствует развитию их рефлексивных качеств.
  • Методика организации и проведения воспитательных мероприятий, практикуемая педагогами-женщинами, нередко не отличается дифференцированностью, т.е. не учитывает специфические интересы, способности и склонности мальчиков и девочек, не всегда включает элементы соревновательности, состязательности, единоборства, проверки ловкости, выносливости, необходимость принятия оперативных решений логического осмысления ребёнком ситуации, включения в деятельность ребёнка элементов творчества.
  • Педагогам-женщинам, естественно, труднее раскрыть мальчикам-дошкольникам содержание и специфику мужских социальных ролей.
  • Педагоги-женщины — умышленно или неумышленно — ограничивают присутствие мужчин в дошкольном учреждении и в самом воспитательном процессе.
  • Педагоги-женщины нивелируют детские отношения, не развивая лидерский потенциал конкретных воспитанников, или, наоборот, противопоставляют «послушных» девочек «непоседливым» мальчикам.
  • В методике воспитания педагогов-женщин чаще преобладают словесные воздействия, объяснения в отличие от демонстраций личного примера, которые чаще практикуют педагоги-мужчины.

Можно выделить и другие особенности, характеризующие специфику воспитательного влияния женщин-воспитателей на мальчиков-воспитанников.

В связи с указанными особенностями, можно говорить о необходимости коррекции воспитательного влияния на мальчиков-воспитанников женщинами-воспитателями руководителем дошкольного учреждения в сторону обеспечения объективного воспитательного влияния.

Цырельчук А.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх