Воспитание ребёнка в раннем возрасте как педагогическая проблема

Ребёнок как полноправная личность и член человеческого сообщества имеет право на получение всех благ и возможностей, предоставляемых обществом для максимальной реализации заложенных способностей, формирования здоровья, сохранения и продления жизни.

Сейчас многие исследователи в области психологии, педагогики, педиатрии, охраны здоровья, психиатрии сходятся во мнении, что первые годы и, в частности, самый первый год жизни ребёнка, те отношения, которые складываются с его родителями и близкими, оказывают существенное и продолжительное влияние на его здоровье, развитие.

фото недовольного ребенка

Качественный уход, забота о ребёнке, целенаправленная активация его возможностей и способностей являются существенными не только в плане сохранения жизни, соматического здоровья, но и, что не менее важно, формирования личности, т. е. развития таких социально важных категорий, как чувство собственного достоинства, свобода мышления, способность к отстаиванию собственных взглядов, отсутствие страха и неуверенности.

Семья — уникальный общественный институт, предназначенный для реализации целей воспитания. Именно в семейном воспитании впервые реализуются и проверяются истины, добытые этикой, психологией, педагогикой и многими другими науками. В семье таятся ещё громадные, неиспользуемые и неосознанные до конца возможности воспитательного взаимодействия.

Предоставленная родителям возможность при желании воспитывать ребёнка до трёхлетнего возраста в условиях семьи имеет ряд положительных моментов. Однако и в семейном воспитании ребёнка раннего возраста сегодня выявились свои минусы. Главная проблема заключается в том, что семья оказалась в роли «беспризорной». Родители, по сути, остались один на один со своим малышом. В дошкольной педагогике появился термин «проблемная мать», не умеющая правильно обращаться с маленьким ребёнком.

Данные социологического опроса, в котором приняло участие 1700 респондентов-родителей, показывают, что большинство из них не прогнозируют и не оценивают себя в качестве первовоспитателей своих детей.

Отсутствие современных методических и информационных материалов по вопросам развития здорового ребёнка ведёт к тому, что большая часть молодых родителей в должной мере не использует весь арсенал медико-психолого-педагогической поддержки процессов развития ребёнка в раннем возрасте.

В половине опрошенных семей теоретически допускается применение каких-либо мер физического воздействия на ребёнка в возрасте до года. И применяли эти меры 20 процентов респондентов.

Научные исследования показывают, что многие матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребёнка. По данным С. Мещеряковой (Россия), лишь 25 процентов матерей обнаружили высокий уровень психологической готовности к материнству и эффективности последующего материнского поведения.

В настоящее время в крупных городах появляются специальные центры обучения молодых родителей по уходу и развитию детей раннего возраста. В большинстве они работают на коммерческой основе, что значительно уменьшает их доступность для населения.

При детских поликлиниках и женских консультациях работают школы молодых матерей и отцов, где они получают медицинскую информацию по вскармливанию ребёнка, уходу за ним, по вопросам репродуктивного здоровья и планирования семьи. В Интернете открыты сайты для родителей по вакцинации, грудному вскармливанию, обучению играм с ребёнком, но все они имеют также ограниченный круг пользователей.

В последние годы внимание проблемам раннего развития стали уделять структуры образования. Однако, прежде всего, это коснулось внедрения так называемых «Центров раннего вмешательства» для детей с отклонениями в развитии. Необходимость в развитии данного направления очевидна, однако это не решает проблем здоровых детей и обучения широких слоёв населения необходимыми знаниями и умениями по воспитанию детей раннего возраста. Единственной формой дневного ухода за детьми младенческого и раннего возраста являются ясли.

Значительный вклад в решение данной проблемы могут внести дошкольные учреждения через педагогическую поддержку родителей.

Результаты научных исследований, интегрирующие значительное число современных экспериментальных данных теории развития ребёнка в первые месяцы и годы жизни, позволяют по-другому взглянуть на принятые в обществе подходы и принципы организации системы обслуживания младенцев и детей раннего возраста.

Современные данные опровергают правомерность практики раннего отделения младенца от матери и семьи, подчёркивают необходимость поиска новых программ обслуживания детей первых месяцев и лет жизни, которые отвечали бы потребностям развития младенца во взаимоотношении с наиболее близкими взрослыми, особенно матерью.

В повышении практической культуры используется дифференцированное медико-психолого-педагогическое просвещение (информирование) и обучение в дошкольных и других учреждениях системы образования и здравоохранения всех категорий родителей.

В условиях дошкольных учреждений появились новые формы педагогической поддержки семей, имеющих детей раннего возраста. Это материнские школы, группы (центры) матери и ребёнка, родительские клубы и университеты, где можно получить ответы на вопросы не только по уходу за ребёнком раннего возраста, но и по основным проблемам воспитания и благополучия всей семьи.

В созданных на основе обмена опытом родительских клубах и университетах родители приобретают знания посредством общения друг с другом.

Р. Косенюк


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх