Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности

Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчивости, что является составляющим интегрального свойства личности — самостоятельности.

Предпосылки проявления самостоятельности закладываются еще в раннем детстве, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и в какой-то мере может самостоятельно удовлетворять некоторые свои потребности.

Вначале он добивается этого внутри семьи, а затем и в других социальных группах, тем самым приобщаясь к социальным отношениям. К старшему дошкольному возрасту коэффициент самостоятельности ребенка значительно повышается: возрастает его потребность в самостоятельных поступках и действиях.

Отличительной особенностью самостоятельности дошкольников является ее организованность. В этом возрасте дети могут направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и скорее делать что-то порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями взрослых.

Процесс становления самостоятельности дошкольника в деятельности проходит ряд стадий:

  • стадия целеполагания — на этой стадии ребенку доступна лишь самостоятельная постановка цели, но исполнение поставленной цели еще во многом зависит от взрослого;
  • стадия поиска средств реализации цели, настойчивого стремления к получению общезначимого результата культурно-фиксированными, социально-одобряемыми способами.

Экспериментальная работа проводилась нами в течение года на базе одного из ДОУ. В эксперименте участвовало 58 детей старшего дошкольного возраста.

На физкультурных занятиях использовались специально разработанные карточки-схемы, что вызвало дополнительный интерес к двигательным действиям, усиливало мотивацию и концентрацию внимания детей в процессе занятий физическим упражнениями. Данные карточки способствовали более точному образному представлению о конкретном двигательном действии, давали возможность лучше усвоить и активно использовать его в самостоятельной двигательной деятельности. Ребята учились правильно называть физические упражнения, изображенные на карточках-схемах, замечать сходство и различие в технике их выполнения, выделять элементы двигательного действия, сравнивать их между собой, оценивать правильность собственных движений.

Для привлечения детей к самостоятельной двигательной деятельности предлагалось по карточке-схеме отобрать из имеющегося необходимый инвентарь, разложить карточки по основным движениям (ходьба, бег, метание, лазание, прыжки), сгруппировать карточки с физическими упражнениями для конкретных групп мышц (плечевого пояса, рук, туловища, ног).

Результатом работы с карточками-схемами выступало устойчивое желание ребенка заниматься физкультурой, выполнять разнообразные физические упражнения по собственной инициативе.

На следующем этапе дети учились ставить двигательную задачу уже по собственной инициативе и выбирать необходимый способ действия для ее решения. Выполнение ребенком определенного круга действий требовало известного напряжения, энергии, но вместе с тем было вполне посильным, не вызывало у детей разочарования в своих возможностях, а наоборот успешным результатом укрепляло их волю. В развитии самостоятельности на данном этапе принципиально важным являлось то, что взрослый не подсказывал ребенку то, что он мог выполнить самостоятельно, хотя бы и с некоторым усилием. Овладев разными способами двигательных действий, дошкольники видели возможность их применения в жизненных ситуациях.

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей потребовала создания спортивного уголка «Физкультурник», который был оснащен разнообразным по содержанию физкультурно-спортивным материалом (физкультурный инвентарь, переносное физкультурное оборудование, иллюстрации и альбомы спортивной тематики, спортивная символика, развивающие игры, обогащающие двигательный опыт детей «В мире движений», «Физкультурная мозаика»). Педагогическими условиями, стимулирующими развитие самостоятельности детей во время игр и занятий в уголке «Физкультурник» явились: гибкая тактика взаимодействия педагога и ребенка; целенаправленное формирование позиции ребенка как субъекта деятельности; расширение знаний и умений, которые можно реализовывать в самостоятельной деятельности; создание ситуаций, побуждающих к поиску самостоятельного решения.

При формировании самооценки мы руководствовались еще и тем, какое отношение ребенка вызывает деятельность, если ребенок с интересом относился к данному виду деятельности, стремился получить в ней хорошие результаты, то эти условия являлись благоприятными для формирования самооценки.

На занятиях физическими упражнениями мы придерживались следующих требований: использовали игры и упражнения, требующие, усложнений в их выполнении; включали выполнение упражнений в парах, тройках; создавали ситуации планирования ребенком своей деятельности.

Проведенный эксперимент позволил определить показатели самостоятельности ребенка в двигательной деятельности. Ими явились: продолжительность и грамотность выполнения физических упражнений; независимость и уверенность в процессе отбора двигательных действий; интерес к движениям, умение творчески их преобразовывать; самооценка двигательных действий.

Формирование самостоятельности ребенка в двигательной деятельности зависит от понимания им роли и необходимости выполнения физических упражнений. Чем большим запасом знаний и двигательным опытом обладает ребенок, тем чаще он проявляет инициативу, тем более он самостоятелен и активен.

Мельникова М.С.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх