Воспитатель: это кто?

Вопрос, вынесенный в заглавие статьи, может показаться наивным, а ответ на него — очевидным. Однако за «наивностью» и «очевидностью» чаще всего кроются устоявшиеся стереотипы нашего повседневного и научного мышления.

Для обывателя воспитатель яслей или детского сада — это человек, которому поручено присматривать за детьми. Однако такое понимание сути профессии воспитателя отнюдь не проясняет, кому именно со спокойной совестью можно это доверить. Более просвещённый взгляд на воспитателя дошкольного учреждения предполагает восприятие его как педагога, имеющего специальную профессиональную подготовку и опыт практической работы.

К примеру, это могут быть выпускники факультета дошкольного воспитания педагогического университета или педагогического колледжа. Однако и этого явно недостаточно, чтобы сформировать представление о критериях профессиональной подготовки и профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения.

Одним словом, воспитатель дошкольного учреждения — это технолог в области обучения, развития и воспитания детей соответствующего возраста, который, исходя из тех или иных концепций дошкольного воспитания, переводит заключённые в них теоретические требования к деятельности педагога на конкретный язык последовательности его действий в организации взаимодействия с детьми. Таких концепций сегодня существует великое множество с самыми различными экзотическими названиями.

Однако знания, умения и навыки, на которые ориентирована современная догматическая педагогика — это знание алгоритма или образца действия и поведения, усвоение некоего объёма информации в виде уже готовых, устоявшихся истин. Человек же, тем более маленький ребёнок, «истинен не в модели наличия, а в модусе возможности, долженствования, вернее, напряжения нашего сущего и должного, наличного и возможного».

В свете этих требований не так важно, какой ребёнок сегодня, как то, каким он может или должен быть несколько лет спустя. Нас должно волновать то, почему радость общения со своим чадом сегодня нередко сменяется болью завтра и семейной трагедией послезавтра.

При подготовке будущего воспитателя дошкольного учреждения недостаточно лишь познакомить студентов педагогических университетов и учащихся педагогических колледжей с имеющимися концепциями и научить пользоваться содержащимися в них методиками. Ошибочно думать, что чем большим многообразием методик владеет воспитатель, тем выше будет уровень его профессионализма.

При всей формально-логической выдержанности таких умозаключений нетрудно заметить, что образцом научности в данном случае выступает механика как наука объединения разнородных элементов в стройную систему (подобно часовому механизму или автомобилю, целостная сущность которых несводима ни к одной из составляющих их частей). Премудрости соединения этих частей содержатся в той или иной педагогической теории, отражающей объективные закономерности и формально-логические рациональные схемы, в соответствии с которыми необходимо строить воспитательный процесс.

Уровень опытных изысканий на языке «педагогической механики» равнозначен «педагогическому ремесленничеству» и доступен отнюдь не каждому воспитателю или учителю начальной школы. Он по плечу лишь мастеру. Опыт мастера или педагога-новатора требует особого изучения и распространения. Однако существует опасность имитации мастерства, то есть желание «выглядеть» мастером, не будучи таковым.

Для этого «вчерашний выпускник» педагогического вуза или любой чиновник от образования, не имеющие сколь-нибудь значимого опыта педагогической работы, но овладевшие премудростями печатного слова в библиотеке, при помощи «словоблудия» могут экспериментально «доказывать», что их гипотетические предположения оправдались. Созданные таким образом педагогические методики представляются к «защите» как имеющие большую практическую значимость и подлежащие немедленному внедрению в практику обучения, развития и воспитания ребёнка. «Автор» становится обладателем учёной степени кандидата педагогических наук — выражение признания «самой высокой» его педагогической квалификации.

Подобных «профессионалов» становится все больше, а эффективность воспитательного процесса — все ниже. Поэтому сами педагоги сегодня задаются вопросом: «Много ли у нас учёных-педагогов?». Такой специалист должен не только досконально знать педагогику и методику воспитания детей, но и уметь выстраивать гармоническую систему личностных и общественных отношений!

Повысить качество воспитательного процесса без опытных изысканий отдельных воспитателей, ориентируясь лишь на уже готовую педагогическую технологию, невозможно в принципе. И это заставляет задуматься, что само по себе понятие «педагог» — это всего лишь абстракция, как и понятие «концепция» и т.д. Ибо к числу педагогических относится целый ряд профессий, суть которых не объяснишь лишь выявлением родовых особенностей типа «педагогическая технология».

Это и воспитатель дошкольного учреждения, и учитель начальной и средней общеобразовательной школы, и педагог вуза, и школьный социальный педагог, и психолог. Различие между ними определяется не только различием педагогических технологий, которыми они пользуются. В работе к тому же есть такое понятие, как «наставник».

Совершенно очевидно, что воспитание — это постоянно воспроизводящееся питание (физическое и духовное), выращивание, культивирование, ассоциируемые в большей мере с природным, а не механическим взаимодействием, отраженным в той или иной педагогической технологии. Даже с точки зрения современной естественнонаучной парадигмы познание немыслимо вне ценностно-нормативной составляющей и не сводится к идеалам механики и требованиям «позитивного родительства». Это дает нам основания говорить уже не об учителе-мастере и воспитателе-технологе, а о наставнике, который ассоциируется более с духовными наставлениями, чем с порядком совершаемых им действий и операций, зафиксированных в методиках и т.д.

А. Левко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх