Восприятие речи ребенком раннего возраста

Важной речевой способностью является возможность и умение различать речевые звуки, а на их основе — понимать слова языка. Восприятие речи и ее репродукция (говорение) — две взаимосвязанные, но несколько различные по своей природе функции.

В репродукции (говорении) ведущая роль принадлежит артикуляционному аппарату, при восприятии — органам слуха.

Длительное время ученые полагали, что ребенок начинает различать звуки речи в возрасте приблизительно около 1 года, в то время, когда появляются первые произносимые им слова. Однако данные современных исследований говорят о том, что уже во внутриутробном периоде младенец испытывает влияние той речи, которая звучит вокруг него, и даже реагирует на нее. Причем слуховая система новорожденного в сформирована под действующий вокруг язык: он уже имеет предпочтение в отношении того языка, который является для него родным.

Ряд зарубежных ученых, например, Мун, Купер, Файфер изучали поведение в ситуации кормления новорожденных двух дней от роду, для одной группы которых материнским был испанский, а для другой — английский язык. В результате было установлено, что во время предъявления слов родного языка сосание младенца было более активным по сравнению с ситуацией предъявления слов неродного языка. По мнению ученых, это свидетельствует о влиянии окружающих словесных воздействий на ребенка в период внутриутробного развития. В то же время, оно может быть и генетической предрасположенностью к реагированию на звучание родного языка.

По данным ДеКаспер голос матери и простые тесты, произносимые ею в последний период беременности, узнаются новорожденным в первые дни жизни. Не менее интересные сведения приводятся еще одним зарубежным исследователем — Джажик, которая изучала длительность слушания младенцем словоподобных артикуляций и поворот головы малыша в сторону произносимых звуков, когда они имитировали фонетику слов родного или неродного языка: американские младенцы значительно дольше слушали родную речь и предпочитали звуки, имитирующие английский язык, датские младенцы предпочитали воздействие звуков, имитирующих звуки датского языка. Эти особенности наблюдаются у младенцев девятимесячного возраста, причем различение происходило на основе не целых слов, а фонетических элементов, отдельных звуковых признаков, существенным также для распознания звукоформы было место постановки ударения в слове. Приведенные факты свидетельствуют о раннем приобретении способности различения речевых звуков.

В настоящее время обнаружены дополнительные особенности речевого различения у младенцев: различение контрастных звуков, реагирование на повышение и понижение голоса, повторяемость звуков и связанных с ними событий. Различение происходит не только по звуковым характеристикам, но и по источнику звука (от людей и неодушевленных объектов), т.е. имеет место различение речи и не-речи.

Одним из дискуссионных остается вопрос о связи раннего звукового восприятия новорожденного и родного языка. По мнению П. Куль, ребенок рождается «гражданином мира», т.е. со способностью различать звуки любого существующего языка, но у него очень рано обнаруживается некоторое предпочтение звуков именно родного языка, причем эта тенденция постоянно возрастает. К трем месяцам дети начинают реагировать на свое имя, а к шести проявляют предпочтение прототипических гласных родного языка.

В период 8—10 месяцев наблюдается и обратный процесс, так называемое «выученное торможение»: снижение чувствительности к звукам чужих языков, что объясняется развитием способности различать и понимать слова.

Заметим, развитие звукового различения происходит в определенной последовательности: сначала — более крупных и заметных признаков, затем — все более мелких признаков.

Основываясь на многочисленных данных современных исследований, правомерно говорить об очень ранних сроках становления способности младенца воспринимать человеческую речь. В то же время, существуют различные трактовки этих данных, теории речевосприятия: сенсорная, моторная, нативистская, не-нативистская и др.

Сенсорная теория речевосприятия основное внимание уделяет процессам, происходящим в сенсорной области. Согласно этой точки зрения, восприятие акустического сигнала происходит в форме последовательной его обработки в слуховом анализаторе и сравнении с имеющимся в памяти эталоном, т.е. трансформации акустических признаков в слуховые ощущения, выделении в них фонетических признаков (фонем, слогов, слов), создании перцептивного образа. Слабость данного подхода заключается в том, что практически невозможно выявить неизменные основные признаки акустических сигналов и эталонов.

Моторная теория восприятия речи акцентирует внимание на процессах обработки физического сигнала, связанных с активизацией моторных артикуляций. По мнению приверженцев этого направления, у ребенка складываются определенные моторные эталоны речевых единиц и, следовательно, восприятие связано с автоматической активизацией моторных импульсов, воспроизводящих входящий сигнал. Распознавание звукового сигнала происходит путем сравнения моторных команд с имеющимися эталонами. В то же время моторные эталоны могут складываться только в результате речевой практики. Следовательно, достаточно сложно объяснить процесс восприятия речи только исходя из данной теории, так как ребенок раннего возраста еще не владеет речью и, исходя из этой теории, не может различать слышимую им речь.

Достаточно интересной является и идея естественного обучения младенца восприятию акустической нестабильности речи, представленная в работах Г.В. Лосика. Ребенок в раннем младенческом возрасте с помощью лепета производит моторные звукопроизводящие пробы, позволяющие порождать сходные звуки в условиях моторных вариаций, в результате чего постепенно накапливается информация о допустимых изменениях в звучании речевых единиц.

За рубежом существует ряд теорий, объясняющих ранние проявления способности младенца к различению речевых звуков, которые условно можно подразделить на два направления: нативистское (о врожденности способности к восприятию и различению речи) и не-нативистское (о формировании данной способности в ходе онтогенеза).

Первое направление представлено моделью А. Либермана и И. Маттингли, согласно которой с самого раннего момента онтогенеза функционирует специализированный модуль различения речи. Ученые основываются на том факте, что одни и те же области мозга приходят в состояние активности и при произнесении речевых звуков, и при их восприятии.

К этому же направлению относится и теория обучаемости которая обосновывает существование врожденного различительного устройства, которое обладает дополнительным свойством использовать опыт, активировать наиболее частые фонетические образцы и дезактивировать остальные.

К. Фаулер, Л. Розенблюм высказали идею о том, что любое восприятие осуществляется для воспроизводства свойств воспринимаемого объекта, следовательно, восприятие звуков речи понимается как процесс, непосредственно предваряющий артикуляцию, производящую данный звук.

Второе направление основное внимание уделяет процессам прижизненного формирования рецептивно-речевой функции.

Например, высказывается идея о том, что мозг младенца рассматривается в качестве мощного вычислительного устройства, которое способно автоматически и быстро обрабатывать любые последовательности воздействий, в том числе человеческую речь.

Согласно же исследованию П. Куль, с самого рождения ребенок способен различать любые фонетические элементы, существующие во всех мировых языках. Он очень чувствителен ко всем акустическим изменениям, происходящим у границ фонетических категорий, но к возрасту 1 года утрачивает эти способности, т.е. вербальное развитие идет от «общеязыкового» к «специфически языковому». Ученый предложил теорию «эффекта перцептивного магнита», или трехступенчатую теорию «магнита, действующего на материале родного языка».

В соответствии с ней, первая ступень (сразу после рождения ребенка) заключается в том, что слуховая система делит целостный звуковой поток речи на категории в соответствии со своей прирожденной организацией, в результате чего выделяются звуки, используемые в разных языках мира, и нет зависимости процесса обработки речевых сигналов от специфики родного языка.

Во время второй ступени (завершается к шестому месяцу жизни) ребенок приобретает определенный слуховой опыт в результате восприятия многочисленных образцов речевых звуков, который фиксируется в памяти и имеет определенные фонетические признаки данного языка, на этой ступени и обнаруживается «магнитный эффект» специфики усваиваемого языка.

На третьей ступени магнитный эффект меняет исходное состояние восприятия речи в соответствии с фонетическими особенностями действующего языка.

Важной особенностью функции восприятия речи является ее взаимосвязь с моторными структурами, которые производят звуки. Необходимым условием полноценного освоения ребенком родного языка является, с точки зрения П. Куль, имитация слышимых звуков. Связь между восприятием речи и ее репродукцией возникает достаточно рано, но не всегда реализуется в полном объеме в раннем возрасте, о чем свидетельствуют факты задержки появления речи у детей в возрасте одного года.

Давидович А.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх