Возраст и что определяет его?

Сколько возрастных ступеней проходит человек за свою жизнь? Что характерно для каждой из них? Каковы закономерности перехода от одной возрастной ступени, периода развития к другой? Что такое возраст? Перечень вопросов, связанных с развитием человека, можно продолжить. Остановимся на последнем.

Вначале заметим: при описании возраста человека в научной литературе используются разные термины —абсолютный возраст (календарный, паспортный, хронологический) —он датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, и т.п.); биологический возраст (определяется обычно состоянием обмена вещёств и функций организма) по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста); социальный возраст определяется путём соотношения между уровнем социального развития индивида (овладение социальными ролями) и тем, что статистически является нормальным для его сверстников; психологический возраст…

Именно последний, психологический возраст, прежде всего имеют в виду приверженцы психологической периодизации, когда предпринимают (предпринимали) попытки выделить качественно отличные ступени в развитии человека. Различно, однако, как число возрастных ступеней, выделяемых ими на жизненном пути человека, так и основная содержательная характеристика каждой из них. Многое здесь определятся теоретическими позициями, установками конкретных психологов. Так, например, у широко известного швейцарского психолога Ж. Пиаже в основу периодизации положена характеристика интеллекта (стадии сенсомоторноного интеллекта, дооперативного, стадия формально-логических операций). Э. Эриксон, положивший в основу психологической периодизации личностную целостность (формирование эгоидентичности), выражающей отношение центральной задачи возраста и способов, средств её разрешения, выделяет восемь стадий в развитии психики человека (доверия, инкорпорации; автономности; инициативности; идентичности, зрелости и др.).

Основы подхода к возрастной периодизации в отечественной психологии были заложены «Моцартом в психологии» Л.С. Выготским. Согласно его концепции главными критериями психологического возраста являются центральные новообразования, характерные для каждой стадии развития. Им выделялись «стабильные» и «нестабильные» (критические периоды в жизни человека). При этом последним, критическим, он придавал особо важное значение. Именно в это время происходит наиболее активная качественная перестройка психических функций, отношений человека к миру, себе.

На самом начальном этапе жизни особое значение имеют противоречия, связанные с потребностями в защищённости, в новых впечатлениях, в общении со взрослым, в движении; в последующие периоды — в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками, потребности в принятии ими, принадлежности к социальной группе, потребности войти в мир взрослых, действовать вместе с ними, самоутверждении и др. Ущемление, депривация этих потребностей, невозможность успешного разрешения противоречий с ними связанных, влечёт за собой задержку развития, негативно сказывается на психофизическом здоровье входящего в мир человека.

К числу значимых критериев возраста Л.С. Выготский относил и «социальную ситуацию развития» (определяется соотношением условий социальной среды и внутренних условий человека).

В каждом возрасте — своя ведущая деятельность. Так, в младенческом возрасте такой деятельностью является непосредственное, эмоционально-личностное общение; в раннем — предметно-манипулятивная, в процессе которой ребёнок овладевает функциями, назначением предметов окружающего мира; в дошкольном возрасте — статус ведущей «берёт» на себя игра; в младшем школьном — учебная деятельность; в подростковом возрасте в качестве таковой выступает интимно-личностное общение; в юношеском — учебно-профессиональная деятельность, у взрослых — труд.

Возрастная сензитивность — ещё один критерий психологической периодизации, которому психологи придают важное значение. На каждом возрастном этапе человек проявляет повышенную чувствительность, восприимчивость к определённым воздействиям окружающей среды. Существуют сензитивные, наиболее благоприятные периоды для развития определённых психических функций.

Так, раннее детство — период сензитивный, чувствительный к развитию речи; старший дошкольный возраст — к развитию фонематического слуха, обучению грамоте. К числу свойственных младшим детям качествам относят чуткость к образно-эмоциональным воздействиям, реактивность на непосредственные впечатления, преобладание первой сигнальной системы над второй, близость их к художественному типу, для которого характерны и образная память, и богатство воображения, и некоторая недостаточность абстрактного мышления (Н.С. Лейтес и др.).

Сензитивность возрастных периодов означает, что не только чувствительность человека меняется с возрастом, но и соответственно направленность его активности изменяется также: на одних возрастных этапах — преимущественно внимание к одним сторонам действительности, на других — к другим. Так, обращает на себя внимание особое «эстетическое отношение к жизни» (А.А. Мелик-Пашаев) детей младшего возраста (дошкольный, младший школьный период). Оно проявляется в отношении ко всему в мире как к живому, самоценному и родственному себе; в восприятии неповторимости чувственного облика существ, вещёств, вещёй, явлений как выражения их внутренней жизни, характера, состояния.

Сензитивность к развитию конкретных психических функций проявляется и на других возрастных этапах. Так, по мнению ряда психологов, особо чувствительным к развитию математических способностей является подростковый возраст. Выявление таких сензитивных периодов остаётся одной из актуальных задач возрастной психологии.

Учёт возрастной сензитивности чрезвычайно значим на всех жизненных этапах. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может негативно сказаться на развитии человека, так же как и очень позднее его начало (когда сензитивный срок уже давно прошёл) может оказаться неэффективным.

Итак, каждый возрастной период характеризуется определёнными психологическими новообразованиями, особым образом взаимосвязанными между собой, специфической социальной ситуацией развития, конкретной ведущей деятельностью, сензитивностью к определённым воздействиям внешней среды.

Критерии классификации возрастной периодизации соотносятся с данными возрастной физиологии человека, с созреванием основных психических функций.

Коломинский Я., Панько Е., Алехнович Е.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх