Взаимодействие ДОУ с семьей в преддошкольный период

Одним из главных направлений в работе педагогического коллектива является формирование у ребенка основ здорового образа жизни.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • организация двигательной деятельности дошкольников;
  • организация оздоровительно-профилактической работы и закаливания;
  • диагностико-коррекционная работа с дошкольниками;
  • работа с педагогическим коллективом;
  • взаимодействие с социумом.

В дошкольном учреждении осуществляется общее развитие и воспитание детей с ориентацией на главного заказчика и потребителя — родителей. Внедряется модель «открытого дошкольного учреждения» как наиболее перспективной.

Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли, здоровье малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, — это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто. Только ежедневное общение с матерью и отцом, с бабушкой и дедушкой, со старшими братьями и сестрами обеспечивает благоприятную обстановку для развития малыша. Очень важно, готовы ли взрослые создать атмосферу любви, взаимопонимания? Осознают ли они свою ответственность за воспитание и образование своих детей?

Наукой доказано, что нередко причины отставания ребенка в развитии связаны с личными проблемами их родителей. Среди проблем родителей, провоцирующих проблемы детей, можно назвать следующие:

  • постоянная тревожность («правильно ли развивается ребенок»), не подкрепляемая действиями для изменения ситуации; нейтральное отношение к развитию ребенка в ранние годы при должном за ним уходе;
  • нежелание изменить свой образ жизни в связи с рождением ребенка (приспособление взрослого к режиму ребенка, отказ от грудного вскармливания, постоянное использование памперсов до 3—4 лет, укладывание ребенка в свою постель);
  • завышение или хаотичность требований к развитию ребенка;
  • занижение требований, любование ребенком, вседозволенность;
  • отсутствие элементарной педагогической грамотности;
  • использование наказаний, в том числе телесных, запугивания, повышение голоса;
  • нежелание и неумение контактировать с непослушным ребенком;
  • чрезмерное закаливание;
  • конфликтные отношения между взрослыми членами семьи;
  • повторные браки и рождение другого ребенка;
  • ревность старших детей к младшим (с возникновением агрессивного поведения).

В ходе консультаций с педагогами родители начинают понимать, что многие проблемы в развитии их детей являются следствием семейных ситуаций и проблем самих взрослых, и хотят преодолеть их ради благополучия и адекватного возрасту гармоничного развития детей.

Нельзя не учитывать в нашей работе с семьей изменений семейных отношений. Институт семьи утрачивает ведущую социальную роль. Огромное число разводов, новые формы семейных отношений, большое количество детей, рожденных в незарегистрированном браке, рождение детей несовершеннолетними, которых опекает или старшее поколение семьи, или государство, матери-одиночки, изначально рассчитывающие в воспитании ребенка на свои силы и помощь государства, семьи группы риска, которые требуют пристального внимания со стороны социальных и правоохранительных органов в интересах детей… И, как результат всего этого — дети, поступающие в группы младшего возраста, имеют проблемы со здоровьем.

Педагоги учатся по-новому работать с детьми, создавая условия для их оздоровления на основе новых медико-педагогических технологий и современной науки.

Необходимо как можно раньше наладить отношения с семьями будущих воспитанников, чтобы не упустить благоприятный период развития личности малыша и своевременно оказать педагогическую помощь семье в создании благоприятной среды.

Малыша к детскому саду нужно готовить заранее, потому что там резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п.

Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

  • Поэтому первый этап подготовки малышей в детский сад необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (в детской поликлинике на педиатрических участках).

Для этого необходимо пригласить родителей на заседания «Школы матери», которая работает ежемесячно. В августе совместно с медиками составляется план работы.

Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации, созданием развивающей среды, игрушками, пособиями. По желанию и согласию родителей можно посетить семью с целью оказания помощи в организации развивающей среды.

  • Второй этап подготовки к жизни в детском саду — знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Используют такие формы работы, как; индивидуальные консультации; проведение совместных прогулок с детьми, не посещающими дошкольное учреждение; открытые детские праздники «Новый год», «Весна красна», «Масленица» и т. п.; знакомство родителей с соответствующей литературой из «библиотеки детского сада»; встречи за «круглым столом» со специалистами города по интересующим родителей вопросам, заранее выясненным при помощи анкеты.

Главное на данном этапе — это привыкание малыша к режиму детского сада; четкое понимание родителями важности выполнения рекомендаций педагогов и медиков, так как резкая смена образа жизни малыша влияет на его здоровье.

Результатом предварительной работы с семьей является готовность ребенка, родителей к поступлению в детский сад и совместно с родителями подготовка развивающей среды в группах.

Основные принципы работы по адаптации детей:

  1. Тщательный подбор педагогов в формирующиеся группы.
  2. Постепенное заполнение групп (2—3 ребенка в неделю).
  3. Неполное пребывание ребенка в начале периода адаптации (2—5 часов).
  4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
  5. Сохранение в первые 2—3 недели имеющихся у малыша привычек.
  6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц. С этой целью на каждого ребенка заполняется «адаптационный лист».
  7. Возможность присутствия в группе и других помещениях дошкольного учреждения родственников малышей.

Галанов А.С.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх