Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения

Определение оптимальных условий для взаимодействия семьи и дошкольного учреждения с целью эффективного воспитания и развития личности ребёнка — одна из актуальных проблем современной педагогической науки.

Особое внимание стоит обратить на выявление факторов разрыва взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. К таковым могут быть отнесены следующие:

Отсутствие единых требований со стороны взрослых, предъявляемых к детям в семье и в дошкольном учреждении. В случае, когда усилия значимых для ребёнка взрослых не согласованы, его деятельность в детском саду и дома не составляет единой реальности. Именно поэтому ребёнок часто просто «не включается» в процесс, организуемый взрослыми. Отсутствие единых требований, предъявляемых к нему родителями и педагогами, снижает эффективность воспитательного процесса, тормозит формирование у ребёнка самостоятельности, ответственности, эмпатии, приводит к обострению акцентуаций характера.

Отсутствие у родителей знаний о возрастных психологических и физиологических возможностях ребёнка-дошкольника. Если педагоги смогут вовлечь родителей в получение знаний о реальных возможностях ребёнка данного возраста, о его эмоциональных состояниях, возрастных особенностях и характерных для этого периода типах деятельности, значимости общения с ним, помогут родителям реально оценивать его возможности, то можно говорить о начале процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в интересах ребёнка.

Искажение коммуникативных связей внутри триады «педагог—родитель—ребёнок». Разрыв контакта и общения с ребёнком приводит к тому, что на любом этапе его развития взрослые выдвигают к нему неадекватные требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Ребёнок, будучи не в состоянии выполнить эти требования, занимает защитную позицию, доходящую до выражения протеста в активной или пассивной форме.

Акцентирование раннего когнитивного развития ребёнка со стороны родителей. Выявлены крайне противоположные взгляды родителей на воспитание детей: одни ориентированы на раннее и, в основном, когнитивное развитие, средствами для которого служит не игровая деятельность, а предметно-образовательная, вторые не имеют установки на необходимость приложения собственных усилий для развития ребёнка, часто они не ориентированы даже на обучение детей навыкам самообслуживания.

Высокая степень располюсованности предъявления требований к ребёнку со стороны семьи и ДУ. Располюсованность предъявления требований к ребёнку со стороны семьи и ДУ проявляется в разных взглядах на интеллектуально-нравственную сторону образования: от полной свободы и попустительства со стороны взрослых до чрезмерной загрузки. Полагая, что в детском саду ребёнок перегружен, дома родители стараются компенсировать это полной свободой его деятельности. Специалисты выделяют два основных типа отклонения в стиле родительского воспитания детей дошкольного возраста: гиперопека, выражающаяся в непомерной перегрузке ребёнка, и вседозволенность или недостаточная требовательность (А.Я. Варга, Л.А.  Григорович и др.). Резкое несоответствие в действиях педагогов и родителей, доходящее иногда до конфликтного противостояния, не способствует ни развитию ребёнка, ни контакту семьи и ДУ.

Родители и воспитатели должны ставить общие задачи в оказании помощи ребёнку: сориентироваться в мире, бытовых предметах, собственных действиях, в переживаниях людей и других ситуациях. Ведь эти важные процессы проходят не автоматически, а в общении дошкольника со взрослыми. К сожалению, приходится констатировать резкое уменьшение времени общения взрослых с детьми, и это связано не только с увеличением занятости родителей, но и с тем, что, по их собственному признанию, они не знают, о чём и как говорить с ребёнком.

Ослабление требований к волевым усилиям ребёнка. Наблюдается ослабление внимания родителей и педагогов к важности усвоения дошкольниками правил и норм поведения, к требованиям проявления ребёнком волевых усилий.

Увеличение потока негативной, неконтролируемой взрослыми информации, которую усваивает ребёнок. Названный фактор, как новая социальная реальность, ведёт к ориентации дошкольника только на свои желания, на лёгкость получения знаний, что ведёт к инфантильности, непослушанию, проявлению упрямства и грубости (В.В. Абраменков, М.М. Семаго и др.).

Последствия разрыва во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения негативно проявляются как у ребёнка, так и у взрослых.

Для дошкольника это чревато:

  • трудностями появления психических новообразований;
  • проявлениями невротических реакций на противоречивость требований, инфантилизма и эмоциональной незрелости;
  • повышением уровня тревожности, агрессивности, капризности;
  • неумением и нежеланием подчиняться правилам;
  • дезадаптацией;
  • приобретением психосоматических заболеваний.

У родителей разрыв во взаимодействии с педагогами дошкольного учреждения проявляется в неудовлетворённости их деятельностью. У педагогов дошкольного учреждения – в формировании «синдрома эмоционального выгорания».

Для практического решения проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в интересах ребёнка нужно осуществлять работу по следующим направлениям:

  • Разработка научно-методических материалов по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в интересах ребёнка.
  • Внедрение научно-методических материалов по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в педагогические коллективы системы дошкольного образования.
  • Консультирование педагогических коллективов системы дошкольного образования по эффективному применению новых научно-методических материалов в работе с родителями.
  • Организация практического взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения и родителями по актуальным вопросам современного воспитания и развития дошкольников.

Успешность деятельности специалистов системы дошкольного образования зависит от организации грамотного сотрудничества с родителями, применения новых форм взаимодействия, нового содержания для общения. Для этого педагогам дошкольного учреждения необходимо не только повышать уровень самообразования, но и выходить на прямые контакты с представителями науки.

Успех в воспитании подрастающего поколения придёт тогда, когда окружающие ребёнка взрослые объединят свои, усилия и действия.

Л. Ходонович


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх