Взаимодействие шестилетнего ребёнка с братьями и сёстрами

В своих семьях шестилетний ребёнок живёт и взаимодействует не только со взрослыми. У многих детей кроме родителей, бабушек, дедушек есть братья и сёстры (сиблинги).

Общаясь с ними, ребёнок (переходного к школе возраста также) приобретает особый опыт, отличающийся от того, который он получает в процессе взаимодействия со взрослыми членами семьи. Этот опыт, как и тонкая сетка отношений, возникающая между сиблингами, оказывает немалое влияние на развитие каждого члена этого созвездия, их психологического здоровья. И это неудивительно, поскольку сиблинги вместе проводят немало времени — играют, конструируют, сотрудничают, подражают друг другу. Иногда они соперничают, спорят, вступают в драку, проявляют соперничество—ревность, но чаще стремятся утешить, оградить от обидчика (старший младшего), помогают друг другу. Нередко между ними возникает дружба, сильная привязанность, которая по прочности может не уступать привязанности родителей к ребёнку.

Какое воздействие оказывают друг на друга сиблинги? В чём оно сказывается на ребёнке переходного к школе возраста? Характер этого типа влияния во многом определяется тем, каково положение нашего шестилетки в созвездии «братьев и сестёр», что характерно для взаимоотношений сиблингов. Близкие, тёплые взаимоотношения между ними, проявление заботливости, внимания в отношении друг к другу способствуют возникновению чувства защищённости, возникновению и развитию эмоциональной децентрации, эмпатии, так значимых для эмоционально-личностной психологической готовности к школе, психологического здоровья шестилетнего ребёнка. Негативные же взаимоотношения, конфликтность, напряжённость в данной системе оказывают отрицательное влияние как на его психологическое здоровье, так и связанную с ним готовность к школе.

Каковы факторы, причины, влияющие на характер взаимоотношений сиблингов?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Некоторые психологи связывают его с порядком рождения ребёнка. Старшие братья (сёстры) становятся важными моделями, поведению которых младшие дети в семье подражают. Так, если у мальчика есть старший брат или у девочки — старшая сестра, они проявляют, как правило, более типичное для данного пола поведение, нежели те дети, пол которых не совпадает с полом старших детей в семье [Koch, Bosenberg и др.]. Первенец в семье может получить больше тепла и внимания, чем более поздние дети.

В ряде исследований обнаружено влияние порядка рождения на интеллект и достижения ребёнка. При этом первенец имеет здесь явное преимущество перед остальными детьми в семье. Немало зависит и от разницы в возрасте между детьми.

Замечено: чем ближе они по возрасту, тем сильнее сказываются отношения сиблингов на их развитие (Sutton-Smith и др.).

Может ли негативно повлиять на развитие ребёнка старшего дошкольного возраста появление в семье младшего братика (сестрички)? Да, и, к сожалению, нередко так и бывает. Но совсем необязательно.

Некоторые психологи (Д. Кендрик, М. Раттер и др.) склонны считать, что характер взаимоотношений между сиблингами обусловлен прежде всего отношениями в системе «мать—ребёнок». Эти отношения проявляются в различных жизненных ситуациях, особенно же они важны в период ломки, расстройства сложившихся отношений ребёнка со значимыми членами семейной микросреды, депривации (приобретение брата или сестры, потеря их). Мать, которая откровенно беседует со своим первенцем о потребностях и чувствах новорожденного, предлагает участвовать в обсуждении и принятии решений относительно ухода за ним, способствует развитию доверительных, тёплых отношений между сиблингами.

Если же матери не обсуждают со своими первенцами появившихся на свет братьев и сестёр, не стимулируют сопереживание, сорадость по поводу новых достижений, развития младшего ребёнка, тем самым они снижают вероятность, что их дети найдут общий язык. Замечено также, что первенцы-девочки, для которых характерна особенно глубокая привязанность к матери, склонны враждебно реагировать на появление младших сестры или брата. У тех же, в свою очередь, складываются негативные установки по отношению к старшим сёстрам, что также отрицательно сказывается на психологическом здоровье детей.

Интересные и ценные данные относительно вариантов влияния положения «в созвездии братьев и сестёр» на их характер, целостное состояние личности приводит А. Адлер. Так, по поводу младшего в семье ребёнка он замечает: «Если младший ребёнок не может затмить старших, он часто уклоняется от своих обязанностей, становится трусом и вечным нытиком… Младший ребёнок ведёт себя так, как будто он чувствует себя неполноценным и обойдённым вниманием».

Один из примеров такого поведения показывает нам Малыш из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», нередко страдающий от одиночества, опасающийся тем, что когда он вырастет, то ему от старшего брата по наследству, так же как и игрушки и одежда достанется и старая жена.

Важно не оставлять без внимания «созвездие братьев и сестёр», содействовать развитию у детей интереса, внимания, заботливости, по отношению друг к другу чувства «мы», при этом создавая возможность каждому проявить свою индивидуальность, развить позитивную «Я-концепцию». Такая позиция взрослых значима; она необходима для возникновения той радости, счастья общения, о которой писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Я.Л. Коломинский, доктор психологических наук, профессор

Е.А. Панько, кандидат психологических наук, профессор

Е.Ч. Алехнович, кандидат психологических наук, доцент


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх