Дидактическая игра в разновозрастной группе

Дидактическая игра может быть эффективной формой организации межвозрастного взаимодействия только при условии превращения её в самостоятельную деятельность детей.

Для этого важно научить дошкольников игровым правилам и способам взаимодействия, которые являются общими для группы игр. Иными словами, дети осваивают алгоритм участия в игре с правилами определённого типа. Это позволяет им затем играть в разные игры известного им типа, проявляя инициативу и творчество, находя в ходе игры разные варианты действий в соответствии с конкретными ситуациями. Например, настольно-печатные игры можно условно разделить на три типа: «лото», «домино», «маршрутные» («гусек»). Обучение следует начинать с наиболее простых — «лото», построенных по принципу парности. Ознакомление с определённым типом игры происходит последовательно: вначале педагог обучает детей правилам игры, затем — правилам взаимодействия между её участниками. При этом лучше объединять младшего ребёнка со старшим.

Правила игры включают в себя перечень действий участников, условия определения победителя. Например, играя в лото, дети должны уметь выкладывать маленькую карточку на парное или заданное по условиям игры изображение, находя его на большой карте, отвечать на вопрос водящего, описывать признаки предмета, устанавливать, кто выиграл.

Правила взаимодействия включают в себя умение действовать поочерёдно, договариваться, кто первым начинает игру, а также выбирать водящего с помощью жребия, перераспределять игровые позиции при повторе игрового цикла.

Использование жребия предполагает реализацию принципа справедливости, поскольку жребий основан на случайности удачи. Например, дети могут тянуть палочки: кому достанется короткая палочка, тот и водящий. Можно использовать и считалки: водящим становится тот, на кого выпадает последнее слово считалки. Воспитатель предлагает разные варианты жребия, меняет их, чтобы поддерживать интерес детей к совместной игре. При повторе игры позиции участников меняются: водящим становится тот, кто выиграл в предыдущем туре. Обычно дети стремятся к выполнению роли водящего, однако они должны понимать, что эта роль связана с определёнными обязанностями. Воспитатель подчёркивает, что водящий не только раздаёт карточки лото себе и другим игрокам, но и контролирует выполнение правил игры всеми её участниками, а также определяет выигравшего.

Такое последовательное и развёрнутое обучение правилам игры и игрового взаимодействия является условием формирования у дошкольников умения самостоятельно играть в игры типа «лото». Это же касается и игр других типов, например, «домино», «маршрутных».

Основным результатом дидактической игры детей 4—5 лет является выигрыш одного из участников. Поэтому важно сформировать у них установку на выигрыш, состязательные отношения в игре, приводящие к выигрышу, умение определять его критерии. К примеру, в игре в лото выигрывает тот, кто первым закрыл все изображения большой карты маленькими карточками, правильно описывая картинки.

Для того, чтобы сформировать у детей установку на выигрыш, взрослый включается в совместную игру с ними в качестве партнёра, занимает равную со всеми участниками позицию. Играя с ними, воспитатель подчёркивает собственное стремление к выигрышу. Тем самым он показывает пример достижения успеха в игре, раскрывает, как можно достичь выигрыша. Но в любой игре есть и проигравшие, поэтому задача педагога — показать детям, как разрешаются возможные конфликты между игроками в случае неуспеха. Выигрыш одного из участников является основным результатом дидактической игры. Вот почему так важно сформировать у детей установку на выигрыш, состязательные отношения в игре, приводящие к выигрышу, умение определять его критерии. Стремление всех участников игры к выигрышу становится стимулом для взаимоконтроля.

Деловое и личностное общение между детьми пятого и шестого годов жизни возникает в случае нарушения правил игры одним из участников. Этот момент является исходным для возникновения взаимообучения. Например, в игре в лото старший ребёнок может показать младшему, как следует подбирать парное изображение и описывать предмет, изображённый на маленькой карточке. Такое обучение младшего ребёнка старшим является средством повторения, закрепления и обобщения знаний о различных признаках предметов, формирования способов совместной деятельности и регуляции норм игрового поведения.

М. Давидович


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх