Дидактические игры для детей в старшей группе

Игры детей тройками

«Почтальоны»

Цель дидактической игры: обобщение представлений о цвете и форме предметов; развитие умения соотносить и называть предметы по форме; формирование навыков игрового взаимодействия.

Материал: три больших карты, на которых изображено по 6 почтальонов с сумками на боку. В сумках есть кармашки. На каждой нарисованы по 3 одинаковые по величине геометрические фигуры в одной последовательности: круг, квадрат, треугольник. Цвет фигур на каждой сумке меняется.

Первая карта: 1 — красный круг, зелёный квадрат, синий треугольник; 2 — зелёный круг, синий квадрат, красный треугольник; 3 — синий круг, красный квадрат, зелёный треугольник; 4 — красный круг, синий квадрат, зелёный треугольник; 5 — зелёный круг, красный квадрат, синий треугольник; 6 — синий круг, зелёный квадрат, красный треугольник.

Вторая карта: 1 — оранжевый круг, коричневый квадрат, фиолетовый треугольник; 2 — коричневый круг, фиолетовый квадрат, оранжевый треугольник; 3 — фиолетовый круг, оранжевый квадрат, коричневый треугольник; 4 — оранжевый круг, фиолетовый квадрат, коричневый треугольник; 5 — коричневый круг, оранжевый квадрат, фиолетовый треугольник; 6 — фиолетовый круг, коричневый квадрат, оранжевый треугольник.

Третья карта: 1 — чёрный круг, голубой квадрат, жёлтый треугольник; 2 — голубой круг, жёлтый квадрат, чёрный треугольник; 3 — жёлтый круг, чёрный квадрат, голубой треугольник; 4 — чёрный круг, жёлтый квадрат, голубой треугольник; 5 — голубой круг, чёрный квадрат, жёлтый треугольник; 6 — жёлтый круг, голубой квадрат, чёрный треугольник.

Набор из 18 маленьких карточек в виде конвертов, которые по размеру должны входить в кармашек сумки почтальона. На карточках изображены такие же варианты из трёх геометрических фигур, как на сумках.

Содержание дидактической игры

Воспитатель приглашает детей поиграть втроём: один — водящий, а двое — играющие, затем раздаёт им и себе большие карты и спрашивает, кто изображён на картах, что делают почтальоны. Педагог сообщает, что почтальоны перепутали свои письма, и просит детей помочь каждому почтальону отыскать своё письмо. В поиске помогут разноцветные геометрические фигуры, цвет и форма которых на сумке и конверте должны совпадать. Воспитатель разъясняет функции водящего и играющих, подчёркивает, что водящий отдаёт игроку конверт только в том случае, если игрок правильно назовёт цвет и форму геометрических фигур. Выигрывает тот, кто быстрее раздаст все письма своим почтальонам.

«Одень кукол»

Цель: обобщение представлений о цветах и их оттенках; развитие умения соотносить и называть цвет предметов; формирование навыков игрового взаимодействия.

Материал: три больших карты, разделённые на 6 клеток, в каждой из которых изображена кукла в майке и юбке. Майка закрашена, юбка изображена контурно и не закрашена. На первой карте для ребёнка пятого года жизни майки на куклах светло-зелёного, тёмно-зелёного, светло-коричневого, тёмно-коричневого, голубого и синего цвета; на второй карте для ребёнка пятого года жизни — светло-оранжевого, тёмно-оранжевого, светло-красного, тёмно-красного, светло-фиолетового, тёмно-фиолетового цвета; на третьей карте для ребёнка шестого года жизни майки светло-жёлтого, тёмно-жёлтого, светло-бордового, тёмно-бордового, чёрного и серого цвета.

Набор из 18 трапеций (юбок) указанных цветов.

Содержание игры

Водящий показывает трапецию и спрашивает: «Кому нужна голубая юбка?» Игрок, у которого есть кукла в голубой майке, указывает на неё и говорит: «Мне». Водящий отдаёт трапецию игроку, и тот накладывает её на контурное изображение юбки. Выигрывает тот, кто первым оденет всех своих кукол.

«Времена года»

Цель: уточнение и обобщение знаний о временах года, предметах и явлениях, характерных для каждого времени года; обогащение словаря, развитие связной речи; формирование навыков игрового взаимодействия, диалогического общения.

Материал: четыре больших карты, разделённые на 6 пустых клеток. К верхней кромке каждой карты приклеивается логотип определённого времени года: зима — снежинка, весна — подснежник, лето — солнышко, осень — жёлтый лист. Набор из 24 карточек с изображением предметов и явлений, характерных для каждого времени года: зима — снеговик, санки, шуба, лыжник, сосулька, спящий в берлоге медведь; весна — скворечник со скворцом, ветка с набухшими почками, трактор, пашущий землю, мимоза, капающие сосульки, ледоход на реке; лето — одуванчик, бабочка, пловец в реке, колосья, радуга, сарафан; осень — дерево с опадающими листьями, корзина с яблоками и грушами, туча с дождём на сером небе, резиновые сапоги, птицы, улетающие в тёп-лые края, зонтик.

Содержание игры

Каждый участник игровой тройки получает по одной большой карте. Четвёртая карта запасная, она даётся взамен одному из игроков (выигравшему) при повторных циклах игры.

Воспитатель выясняет, какие бывают времена года, для какого времени года каждый из игроков будет подбирать карточки, как он это определил (по логотипу). Водящий показывает маленькую карточку и спрашивает: «Кому нужна радуга?» Игрок должен объяснить свой выбор. Только после этого водящий отдаёт ему карточку, в противном случае оставляет её у себя. Если маленькая карточка никому не подходит, водящий откладывает её в сторону. Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые клетки своей большой карты маленькими карточками.

«Кому что нужно»

Цель: обобщение представлений о количестве; закрепление умения сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; формирование навыков игрового взаимодействия, диалогического общения.

Материал: три большие карты, разделённые на 6 клеток, в каждой из которых находится группа однородных изображений. На первой карте для ребёнка пятого года жизни — 2 собаки, 5 котят, 2 гусеницы, 4 белки, 1 Буратино, 3 лягушки. На второй карте для ребёнка пятого года жизни — 5 птиц, 4 куклы,
5 петухов, 3 Петрушки, 2 аквариума без рыбок, 3 клоуна без колпаков. На третьей карте для ребёнка шестого года жизни — 9 футболистов, 5 снеговиков, 7 матрёшек, 6 зайцев, 3 обезьяны, 8 медвежат.

Набор из 18 маленьких карточек, на которых изображены группы однородных предметов: 1 — 1 ключик, 2 — 2 кос-точки, 3 — 2 листка, 4 — 2 рыбки, 5 — 3 банана, 6 — 3 комара, 7 — 3 колпака, 8 — 3 балалайки, 9 — 4 шишки, 10 — 4 банта, 11 — 5 метёлок, 12 — 5 блюдец с молоком, 13 — 5 гусениц, 14 — 5 колосьев, 15 — 6 морковок, 16 — 7 платочков, 17 — 8 бочонков, 18 — 9 мячей.

Содержание игры

Перед началом игры воспитатель уточняет с детьми, что изображено на их больших картах, затем водящий показывает маленькую карточку и спрашивает: «Кому нужны шишки?» Игрок должен ответить: «Белкам». Водящий спрашивает: «Сколько белок? Сколько шишек?» Игрок, ответивший правильно, получает карточку с шишками и покрывает ею изображение белок. В случае ошибки карточка остаётся у водящего. Выигрывает тот, кто первым закроет все клетки большой карты маленькими карточками.

«Построим дом»

Цель: уточнение и обобщение представлений о цвете и форме предметов; развитие умения соотносить и называть цвет и форму геометрических фигур на основе зрительного восприятия и на слух; формирование навыков игрового взаимодействия.

Материал: три больших карты, на которых цветным контуром изображены по 3 дома. Каждый дом состоит из квадрата (корпус) и треугольника (крыша). На первой карте для ребёнка пятого года жизни используются следующие цвета: 1 дом — квадрат красный, треугольник зелёный, 2 — квадрат жёлтый, треугольник фиолетовый, 3 — квадрат синий, треугольник оранжевый. На второй карте для ребёнка пятого года жизни: 1 дом — квадрат фиолетовый, треугольник жёлтый, 2 — квадрат оранжевый, треугольник синий, 3 — квадрат зелёный, треугольник красный. На третьей карте для ребёнка шестого года жизни: 1 дом — квадрат коричневый, треугольник голубой, 2 — квадрат розовый, треугольник чёрный, 3 — квадрат голубой, треугольник коричневый.

Набор из 9 квадратов и 9 треугольников соответствующих цветов.

Содержание игры

Вариант 1. Водящий показывает геометрическую фигуру и спрашивает: «Кому нужен красный квадрат?»

Вариант 2. Водящий показывает фигуру, не называя её. Игрок, у которого эта фигура совпадает по цвету с цветом контура на большой карте, должен назвать её цвет и форму.

Вариант 3. Водящий не показывает фигуру, а только называет её цвет и форму.

Выигрывает тот, кто первым построит свои дома.

«Геометрическое лото»

Цель: уточнение и обобщение представлений о цвете и форме предметов; развитие умения соотносить форму предметов с геометрическими эталонами; называть цвет и форму предметов на основе зрительного восприятия и на слух; формирование навыков игрового взаимодействия.

Материал: три большие карты, разделённые на 6 клеток. На первой карте для ребёнка пятого года жизни изображены красный круглый шарик, зелёный прямоугольный флажок, чёрная прямоугольная сумка, фиолетовый треугольный флажок, коричневая квадратная сумка, оранжевый овальный шарик; на второй карте для ребёнка пятого года жизни изображены коричневая круглая корзина, голубой квадратный дом, дерево с зелёной овальной кроной, зелёная треугольная ёлка, синий прямоугольный дом, оранжевая квадратная корзина; на третьей карте для ребёнка шестого года жизни жёлтые трапециевидные гусли, розовый круглый помидор, чёрный треугольный зонтик, фиолетовый ромбовидный фонарик, голубая трапециевидная юбка, красный овальный помидор.

Набор карточек с геометрическими фигурами: красный, коричневый, розовый круги; голубой, оранжевый, коричневый квадраты; фиолетовый, чёрный, зелёный треугольники; зелёный, жёлтый, чёрный, синий прямоугольники; оранжевый, зелёный, красный овалы; фиолетовый ромб; жёлтая и голубая трапеции.

Содержание дидактической игры

Воспитатель выясняет у детей, какие предметы изображены на больших картах, какого они цвета, формы, затем объясняет, что каждый предмет нужно закрыть карточкой с геометрической фигурой такого же цвета и формы, как и он сам.

Вариант 1. Водящий показывает карточку и спрашивает: «У кого предмет, похожий на красный круг?»

Вариант 2. Водящий показывает фигуру, называя её форму, но не называя цвет.

Вариант 3. Водящий не показывает фигуру, называя её цвет и форму.

Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все предметы геометрическими фигурами.

Е. Дедулевич


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх