Дидактические игры по формированию словаря для детей раннего возраста

Дидактическая игра «Мы капусту рубим»

Задача: уточнить представление детей об овощах; активизировать в речи детей слова капуста, морковь, лук, рубим, трём, солим, жмём.

Материал: стихотворение З. Агранович «Мы капусту рубим…»; корзина, поднос, целые и нарезанные на кусочки овощи: капуста, морковь, лук; разрезные картинки из трёх частей с изображением капусты, моркови, лука.

Ход игры

Дети сидят на ковре. Воспитатель вносит корзину. Чтобы узнать, что лежит в корзине, дети должны сложить картинки. Каждый ребёнок получает разрезанную на три части картинку и складывает её. Воспитатель просит малыша назвать изображённый овощ и даёт ему из корзинки натуральный.

Аналогично складываются картинки остальными детьми. Малыши рассматривают овощи, меняются ими с товарищами. Можно показать картинки с изображением знакомых детям овощей.

Затем педагог называет овощ. Те дети, у которых он в руках, называя, кладут его в корзинку. Необходимо побуждать детей к тому, чтобы они не только называли овощ, но и действие: «Я держу в руках капусту», «Я кладу в корзину морковь», «У меня лук».

Помощник воспитателя угощает детей кусочками нарезанной капусты, моркови, лука. Дети называют и хвалят овощ, который едят: хрустящую капусту, сладкую морковь, горький лук. Педагог предлагает детям не только попробовать, но и понюхать лук, делая глубокий вдох через нос. Говорит, что лук ароматный, в носике щиплет, зато после него легко дышать.

Воспитатель рассказывает детям о том, что капусту и морковь можно засолить.

Воспитатель передаёт корзинку на кухню повару, чтобы он приготовил вкусный обед из овощей.

Дидактическая игра «Кто приехал?»

Задача дидактической игры: уточнить представление о транспорте; ввести в словарь детей слова грузовой и легковой автомобили, пассажиры, водитель; уточнить смысл слова водитель, упражнять в установлении словообразовательной связи.

Материал: стихотворение А. Барто «Шофёр», болгарская песенка «Кто приехал…?»; игрушки: телефон, грузовой и легковой автомобили, цветные обручи, такого же цвета кольца.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре стоит стол. Воспитатель сообщает детям о том, что хочет поехать к своей маме в гости. Он подходит к телефону и вызывает такси.

За дверью слышен звуковой сигнал машины, в группу въезжает грузовик. Воспитатель задаёт детям вопросы: «Что это?», «Где у грузовой машины колеса?», «Где кабина?», «Где руль?», «Где кузов?» Воспитатель делает вывод о том, что на грузовой машине, в таком большом кузове, можно перевозить грузы, а на этом грузовике дети будут возить свои игрушки.

Воспитатель поясняет, что машиной управляет водитель — водит машину.

Воспитатель говорит детям о том, что ошибся, вызвал не ту машину. Педагог снова набирает номер телефона. За дверью опять слышен звуковой сигнал и появляется легковой автомобиль.

Дети рассматривают его, называют части, сравнивают с грузовиком. Воспитатель показывает салон, где могут сидеть пассажиры. В легковом автомобиле можно ехать к маме в гости.

Воспитатель предлагает детям тоже съездить к родителям в гости. Он раздаёт детям цветные кольца (могут быть изготовлены из картона), на полу раскладывает такого же цвета обручи — это домики, где живут мама и папа.

По сигналу дети встают со стульчиков и, произнося «би-би-би», едут в свои домики.

Дети приезжают в домики своего цвета, кладут руль на пол.

Дидактическая игра «Мороз — Красный нос»

Задача: уточнить представление детей о характерных признаках зимы; ввести в словарь детей слова зима, мороз, снежный ком, снежная горка, снежинки, санки.

Материал: стихотворения О. Высоцкой «Снежный кролик», Н. Грибачёва «Целый день летит снежок…»; кукла Дед Мороз; картинка, на которой изображены девочка, съезжающая с горки, девочка и мальчик, слепившие снежного кролика; снежинки из бумаги (диаметр 3—5 см).

Ход игры

За дверью слышен громкий стук посоха, в группу входит Дед Мороз (можно заменить персонаж куклой). Дети узнают Деда Мороза, собираются вокруг него, вспоминают, как он приходил на праздник, играл с ними. Дед Мороз напоминает детям, что приходит он зимой, когда очень холодно, много снега, мороз, и он его не боится, не мёрзнет.

Дед Мороз. Пришла зима. Выпал белый снег. Дети выбежали играть на улицу. Они не боятся мороза. Все тепло одеты. Таня катается на санках со снежной горки. Петя и Даша слепили из снежного кома кролика. Малышам очень нравится играть зимой на улице.

Дед Мороз просит детей показать, какого кролика слепили из снежного кома Петя и Даша. Дед Мороз восхищается детьми, которые не боятся мороза, и снова хочет заморозить их. У него на ладони лежат снежинки, и он их сдувает на детей. Дети подхватывают снежинки, кладут на ладонь и дуют на Деда Мороза. Упражнение повторяется два-три раза.

Целый день летит снежок,

Сеется вокруг,

Вьётся, пляшет возле щёк,

Словно белый пух…

Дети вместе с Дедом Морозом выходят на прогулку, играют, лепят снежного кролика. Уходя с прогулки, дети прощаются с ним, просят его приходить в гости.

Дидактическая игра «Цыплёнок и утёнок»

Задача дидактической игры: познакомить со свойствами предметов; ввести в словарь детей слова металлический, глиняный, деревянный, пластмассовый.

Материал: рассказ В. Сутеева «Цыплёнок и Утёнок», стихотворение В. Цвынтарного «Колокольчик»; детские игрушки: металлический цыплёнок, пластмассовый утёнок, четыре половинки скорлупы яиц, червяк, бабочка, металлический колокольчик, керамическая рыбка, деревянный кораблик, пластмассовый шарик; ёмкость с водой; палочка.

Ход игры

Дети сидят полукругом на стульчиках, в центре стоит стол. На столе лежат два яйца. Воспитатель читает рассказ В. Сутеева «Цыплёнок и Утёнок», обыгрывая на столе сюжет.

В. Цыплёнку стало грустно одному на берегу, и Утёнок остался с ним. Они достали свои игрушки и стали играть. Цыплёнок и Утёнок так развеселились, что не заметили, как игрушки упали в воду. Они бросились спасать игрушки. Цыплёнок палочкой подтолкнул кораблик к берегу.

Воспитатель достаёт из воды деревянный кораблик. Дети рассматривают его, обследуют, делают вывод — деревянный кораблик не тонет.

На шарик Цыплёнок дует. Проводится обследование и делается вывод — пластмассовый шарик не тонет.

Но остальных игрушек нет на поверхности воды. Утёнок нырнул в воду и достал со дна металлический колокольчик, дети рассматривают его.

Проводится пальчиковая игра «Колокольчик».

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.

Воспитатель с детьми определяет, что колокольчик металлический, делает вывод — металлические предметы тонут.

Затем Утёнок достаёт глиняную рыбку. Дети обследуют её и заключают — глиняные предметы тоже тонут.

Воспитатель предоставляет детям возможность поиграть с игрушками. Дети дуют на шарик, подталкивают палочкой кораблик, звонят в колокольчик, играют с рыбкой.

А. Шупикова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх