Игровое взаимодействие детей

Организация игрового взаимодействия детей пятого и шестого годов жизни в условиях разновозрастной группы предполагает ряд взаимосвязанных этапов.

Первый этап. Учитывая симпатии детей, взрослый объединяет их парами (старшего с младшим) и предлагает им игры типа «лото» с любым содержанием. На этом этапе оба участника игровой пары выступают как равные партнёры. Каждому из них даётся большая карта лото, а маленькие карточки перемешиваются и выставляются в коробке посередине стола. Как правило, к 4—5 годам дети осваивают общую схему игры в лото, но если нужно, педагог уточняет правила игры. Однако основная роль взрослого на этом этапе состоит в налаживании игрового взаимодействия между участниками. Воспитатель объясняет им правила взаимодействия: кто первым начинает игру, как брать карточки (по очереди), как исправлять ошибку. В этом случае старший должен показать младшему, какой карточкой следует закрыть изображение на большой карте, объяснить свой выбор. Важно научить старшего ребёнка не подменять действия младшего своими, а в случае необходимости обучать его, объяснять, показывать.

Второй этап. Взрослый объединяет детей по трое: одного ребёнка шестого года жизни и двух — пятого, предлагая им игры типа «лото» и «домино». На этом этапе педагог вводит роль водящего. В первых шести играх водящим назначается ребёнок шестого года жизни, а дети пятого года жизни играющие. Но прежде чем предоставить детям возможность играть самостоятельно тройками, педагог включается в совместную с ними игру в качестве равного партнёра для того, чтобы сформировать у них установку на выигрыш. Поэтому вначале дети (один шестилетний, двое пятилетних) и воспитатель объединяются следующим образом:

  • ребёнок шестого года жизни — водящий, воспитатель и первый ребёнок пятого года жизни — игроки;
  • ребёнок шестого года жизни — водящий, воспитатель и второй ребёнок пятого года жизни — игроки.

Педагог стимулирует детей к повторению игрового цикла. Это означает, что дети играют в эту же игру ещё раз. При этом водящим становится тот, кто выиграл, а проигравшие имеют возможность взять реванш. Иными словами, воспитатель формирует у дошкольников здоровые отношения соперничества, умение принять как успех, так и неуспех в игре, которые являются временными.

Когда дети усвоят правила взаимодействия, целенаправленно начнут стремиться к выигрышу, научатся определять, кто и почему выиграл (критерии выигрыша), педагог само-устраняется из игры, предоставляя им возможность играть самостоятельно. Он переходит на позицию наблюдателя и вмешивается в игру только в случае необходимости (совет, подсказка, помощь в разрешении возможных конфликтов, если дети не в состоянии договориться сами).

Начиная с игры «Числовое лото», взрослый вводит новое правило взаимодействия: выбор водящего по жребию. Жребий может выпасть на любого из участников игровой тройки, поэтому водящим может оказаться и ребёнок пятого года жизни. Момент введения жребия является условным. Это можно сделать раньше или позже в зависимости от того, как налаживается взаимодействие детей в каждой тройке.

Педагогу необходимо учитывать реальные проявления детей в ходе совместной дидактической игры. Стремление к выигрышу может вызвать случаи обмана, особенно старшими детьми младших. Выполняя роль водящего, старший ребёнок может хитрить, специально подбирая себе нужные карточки и отбрасывая неподходящие с тем, чтобы первым закрыть все изображения на большой карте и выиграть. С целью предотвращения обмана воспитатель складывает маленькие карточки в мешочек и предлагает водящему выбирать их вслепую. Дети учатся понимать, что игра имеет элементы везения, которые нужно уметь принять. Однако выигрыш связан не только с везением, но и с интеллектуальной компетенцией игрока. Если ребёнок правильно подбирает карточки, описывает заданные признаки предметов, выполняя правила игры, у него больше шансов выиграть. Если же игрок ошибается, водящий не даёт ему маленькую карточку и шансы на выигрыш уменьшаются.

В качестве стимула к выигрышу можно вводить и систему фишек. Ребёнок, правильно и точно описавший предмет на маленькой карточке, получает фишку или, наоборот, за каждое ошибочное действие игрок получает штрафное очко (фишку). Выигрывает тот, кто не только первым закрыл все изображения на большой карте, но и набрал больше фишек в первом случае и меньше — во втором.

Третий этап. Педагог предлагает детям сюжетно-дидактические игры, объединяя старших с младшими по 4—5 человек. Количество участников игры определяется количеством ролей в ней. Поначалу роли распределяются детьми с помощью воспитателя: основные, более сложные, поручаются детям шестого года жизни, дополнительные — пятого года жизни. Затем педагог учит дошкольников самостоятельно договариваться о распределении ролей, в случае необходимости давая им советы, подсказки. Распределение ролей связано с развитием игровых умений, личностных качеств каждого ребёнка на момент игры. Поэтому, зная детей своей группы, педагог гибко регулирует этот процесс. Вместе с тем, каждый ребёнок должен иметь шанс реализовать себя в разных игровых ролях.

Обязательным моментом сюжетно-дидактической игры является соблюдение дидактических правил. Поэтому, организуя совместные сюжетно-дидактические игры с детьми разного возраста, воспитатель оговаривает с ними правила игры, подчёркивая необходимость их соблюдения, а контроль за выполнением возлагает на детей шестого года жизни. В случае нарушения правил одним из участников игры, допустим, младшим, старший вносит коррективы. Это и есть момент взаимообучения, когда старший ребёнок может обучать младшего, показывая ему, объясняя, как правильно выполнить дидактическую задачу (сосчитать, отмерить, правильно описать предметы и т.п.). Как и на предыдущих этапах, воспитатель напоминает старшим детям о том, что нельзя подменять действия младших своими.

Для определения выигравшего вводится система условных поощрительных знаков: фишки, мягкие игрушки, медальоны и др.

Совместные игры детей пятого и шестого годов жизни в соответствии с выделенными этапами организуются следующим образом. В сентябре педагог изучает детей своей группы, устанавливает возможные симпатии между ними, пытается наладить положительные взаимоотношения между сверстниками, старшими и младшими детьми. Начиная с октября, он включает детей разного возраста в совместные дидактические игры (I этап). В течение месяца проводится четыре игры, каждая из которых предлагается участникам игровой пары как минимум дважды в неделю или чаще, если дети сами этого пожелают. Аналогичным образом планируются совместные игры и на II этапе. На III этапе проводятся сюжетно-дидактические игры один раз в неделю.

Организация совместных дидактических игр с детьми пятого и шестого годов жизни способствует не только усвоению, повторению, закреплению, обобщению знаний и умений за счёт содержания и материала игры. Педагогически целесообразно организованная совместная игровая деятельность становится мощным средством развития у детей взаимной нормативной регуляции поведения, связанной с осуществлением контроля за соблюдением правил игры. Выполнение роли водящего требует от ребёнка проявления самостоятельности, инициативности, умения оценивать результаты своих и чужих действий.

Стремление к выигрышу в игре является прототипом стремления к успеху в других видах деятельности, в том числе учебной. Это же касается и умения правильно реагировать на временную неудачу. Ребёнок учится не фиксировать внимание на неудаче, а, наоборот, стремится достичь успеха в последующих циклах совместной деятельности.

В ходе совместной игры и старшие, и младшие дошкольники овладевают умением взаимодействовать с партнёром (партнёрами). Такое взаимодействие включает способность договариваться об условиях участия в совместной игре, согласовывать игровые действия, соблюдать заданные нормы деятельности. Все эти качества имеют особое значение для подготовки детей к обучению в школе.

Таким образом, организация игрового взаимодействия детей пятого и шестого годов жизни с использованием фактора взаимообучения позволяет реализовать потенциальные возможности как младших, так и старших дошкольников. Участвуя в совместных играх со старшими, дети пятого года жизни стремятся к изменению своей позиции неравноправного партнёра на равноправную и более близкую к ребёнку шестого года жизни. Чтобы обеспечить себе такую позицию, он должен достичь определённого уровня умственного развития и навыков взаимодействия в совместной игре. Это и становится для него стимулом к овладению знаниями, умениями применять их в игре, развития партнёрских качеств.

Организация совместных игр становится мощным источником личностного развития и для детей шестого года жизни. Старший партнёр учится выполнять в игре планирующую и регулятивную функции, шире использует речь в организации совместной деятельности.

В дидактических играх дети учатся соблюдать очерёдность, не подсказывать, замечать ошибки партнёра и исправлять их. Всё это способствует развитию произвольности речевого поведения. Кроме того, развивается объяснительная связная речь старших дошкольников, происходит развитие у детей внутреннего плана действий. Наконец, ребёнок шестого года жизни приучается видеть в младшем партнёре не только средство достижения собственной цели в игре (выигрыша), но и равноправного участника.

М. Давидович


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх