Дидактические игры детей старшего дошкольного возраста

Игры детей парами

«Раздай шарики»

Цель: уточнение и обобщение знаний о цвете предметов; обогащение словарного запаса детей; формирование навыков игрового взаимодействия, диалогического общения.

Материал: две большие карты (10х15 см), разделённые на 6 равных клеток. В каждой клетке изображена девочка в платье определённого цвета.

На одной карте (для ребёнка пятого года жизни) платья у кукол красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего цвета, на другой (для ребёнка шестого года жизни) — фиолетового, коричневого, розового, светло-зелёного, светло-жёлтого, тёмно-оранжевого цвета. Набор из 12 маленьких карточек (5х5 см), на которых изображены шарики таких же цветов.

Содержание дидактической игры

Вариант 1. Детям даются большие карты лото, маленькие карточки находятся в коробке, которая стоит посередине стола. Воспитатель объясняет, что нужно раздать разноцветные шарики девочкам так, чтобы каждая из них получила шарик такого же цвета, как её платье. Карточки с шариками нужно брать по очереди, называя цвет шарика. Педагог предлагает начать игру ребёнку шестого года жизни. Если игроку попадается карточка с шариком, не совпадающим по цвету ни с одним платьем, он отдаёт её партнёру. Выигрывает тот, кто первым раздаст шарики всем девочкам, изображённым на большой карте.

Вариант 2. Содержание игры то же. Игрок, правильно назвавший цвет шарика и платья, получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

«Угощение»

Цель: обобщение представлений о величине предметов; упражнение в построении сериационного ряда; формирование навыков игрового взаимодействия, диалогического общения.

Материал: карта, разделённая на три ряда. Верхний и нижний ряды состоят из 7 квадратов 4х4 см, средний ряд — из 7 прямоугольников 4х8 см. Верхний и нижний ряды пусты, в среднем ряду изображены одинаковые девочки, отличающиеся только ростом: 4 см; 4,5 см; 5 см; 5,5 см; 6 см; 6,5 см; 7 см. Набор из 14 карточек 4х4 см с изображениями предметов: 7 чашек и 7 яблок, увеличивающихся по размерам.

Содержание игры

Воспитатель спрашивает, одинаков ли рост разных людей, затем просит ребёнка шестого года жизни показать самую низкую, а ребёнка пятого года жизни — самую высокую девочку на карте, предлагает угостить их чаем и яблоками. Чашки и яблоки нужно раскладывать в порядке возрастания так, чтобы их величина соответствовала росту девочки. Задача состоит в построении сериационного ряда. Дети договариваются, кто первым начнёт игру. Выигрывает тот, кто первым правильно выложит сериационный ряд.

«Футболисты»

Цель: уточнение и обобщение представлений об оттенках цвета; обогащение словарного запаса; формирование навыков игрового взаимодействия, диалогического общения.

Материал: две большие карты (25х35 см), на которых в произвольном порядке изображено по 8 футболистов в формах разного цвета. Для ребёнка пятого года жизни форма светло-красного, тёмнокрасного, светло-зелёного, темно-зелёного, голубого, синего, светло-коричневого, тёмно-коричневого цвета; для ребёнка шестого года жизни — светло-оранжевого, тёмно-оранжевого, светложёлтого, тёмно-жёлтого, светло-фиолетового, тёмно-фиолетового, серого, чёрного цвета. Рядом с каждым футболистом контурно изображён и не закрашен мяч. Набор плоскостных мячей (кругов) указанных цветов.

Содержание игры

Вариант 1. Воспитатель просит детей раздать мячи футболистам. Рядом с каждым футболистом на контурные изображения нужно положить мяч такого же цвета, как его форма. Выигрывает тот, кто первым раздаст все мячи своим футболистам.

Вариант 2. Содержание игры то же. Вводится дополнительное правило: прежде чем положить мяч, нужно сказать, какого он цвета и какого цвета форма у футболиста. Выигрывает тот, кто не только первым разложит все мячи, но и правильно назовёт их цвет.

«Разноцветная посуда»

Цель дидактической игры: обобщение представлений о величине и цвете предметов; обогащение словарного запаса; формирование навыков игрового взаимодействия, диалогического общения.

Материал: две большие карты (10х20 см), разделённые на 8 равных клеток, в которых изображена разноцветная посуда разных размеров. На карте 1 — большая и маленькая коричневые кастрюли, большая и маленькая голубые чашки, большой и маленький красные чайники, большая и маленькая оранжевые миски. На карте 2 — большая и маленькая фиолетовые тарелки, большой и маленький синие кувшины, большая и маленькая жёлтые ложки, большой и маленький зелёные стаканы. Набор из 16 маленьких карточек с изображениями идентичных предметов.

Содержание игры

Вариант 1. Игроки по очереди берут карточки, называют цвет и величину предмета и выкладывают их на идентичные изображения на большой карте. Выигрывает тот, кто первым закроет все клетки большой карты маленькими карточками и правильно назовёт цвет и величину предметов.

Вариант 2. Содержание игры мож-но усложнить. Играющие получают большие карты с одноименными предметами (парными большими и маленькими) разного цвета. Например, на одной карте изображены большой и маленький зелёные чайники, а на другой — такие же синие чайники и другие предметы. В этом случае заготавливается соответствующий набор маленьких карточек.

«Подбери пары»

Цель: определение соответствия продуктов питания по принципу «что из чего делают»; обогащение словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков игрового взаимодействия, диалогического общения.

Материал: две большие карты (20х10 см), разделённые на 8 клеток, расположенных в два ряда (по 4 клетки в каждом ряду). В клетках верхнего ряда изображены: на одной карте — апельсины, ягоды, молоко, мука, на другой — семечки, яблоко, картофель, творог. Клетки нижнего ряда пусты. Набор маленьких карточек (5х5 см), на которых изображены апельсиновый сок, варенье, сметана, булка, подсолнечное масло, яблочное повидло, чипсы, сырники.

Содержание игры

Воспитатель беседует с детьми о том, что пищу, которую мы едим, готовят из разных продуктов. Дети рассматривают изображения на больших картах и маленьких карточках, называют их. Затем педагог предлагает подобрать пары из продуктов питания по принципу «что из чего делают», выкладывая маленькие карточки в нижнем ряду большой карты. Выкладывая карточку, ребёнок должен объяснить, как получается пара. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно составит все пары на своей карте.

«Кому что нужно»

Цель: обобщение представлений о форме предметов; развитие умения соотносить и называть предметы по форме.

Материал: две большие карты, разделённые на 8 равных клеток, расположенных в два ряда (по 4 клетки в каждом ряду). На одной карте в первой клетке верхнего ряда изображена Дюймовочка с цветком в руке, в остальных клетках ряда — овал, ромб, тре-угольник; в первой клетке нижнего ряда изображён Карлсон с печеньем в руке, в остальных клетках ряда — круг, квадрат, прямоугольник. На другой карте в первой клетке верхнего ряда изображён Буратино с ключиком в руке, в остальных клетках ряда — треугольник, круг, равнобедренная трапеция, в первой клетке нижнего ряда изображён Винни-Пух с горшочком мёда, в остальных клетках ряда — круг, овал, квадрат. Все геометрические фигуры одинаковы по величине и цвету. Набор из 12 карточек: на трёх карточках изображено по одному цветку с лепестками овальной, ромбовидной и треугольной формы; на трёх — печенье круглой, квадратной и прямоугольной формы; на трёх — ключи треугольной, круглой и трапециевидной формы; на трёх — горшочки круглой, овальной и квадратной формы.

Содержание дидактической игры

Воспитатель выясняет у детей, кому что нужно (Дюймовочке — цветок, Карлсону — печенье, Буратино — ключик, Винни-Пуху — горшочек с мёдом), после чего обращает их внимание на разную форму предметов на маленьких карточках и объясняет, что нужно правильно разложить карточки в соответствии с формой геометрических фигур на большой карте. Прежде чем это сделать, нужно назвать форму предмета или его деталей. Выигрывает тот, кто первым закроет все геометрические фигуры на большой карте и правильно назовёт форму предметов.

Е. Давидович


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх