Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников

Дошкольный возраст, по единому мнению педагогов и психологов, является периодом первоначального становления личности ребёнка. Именно в первые годы жизни закладываются нравственные представления, чувства, привычки, которые определяют дальнейшее развитие личности.

Перед педагогами на нынешнем этапе стоит огромная задача — воспитать гармоничную личность, обладающую не только определённым интеллектуальным запасом, но и духовно-нравственными идеалами. Решение указанной задачи сопряжено с немалыми трудностями, так как в современном обществе существует много нерешённых социальных проблем. Среди них — расслоение населения по уровню доходов, отражающееся на взаимоотношениях в детском коллективе (унижение тех, кто беднее, кто не может иметь то же, что и более состоятельные).

Социальным бедствием становятся неполные семьи и, в особенности, семьи алкоголиков. Дети из таких семей играют в свои сюжетно-ролевые игры, изображая застолья, чокаясь, повторяя грубые выражения, которые слышат от взрослых.

Сегодня большинство родителей заняты тем, как одеть и накормить ребёнка. Духовные запросы оказываются на втором, третьем плане, о том, какую книгу купить ребёнку или на какой спектакль взять билеты, задумываются немногие.

Воспитание в детском саду носит светский характер. Оно не ставит задачей навязывать определённое вероисповедание. Задача педагогов — помочь детям сориентироваться в многообразии существующих ныне мировоззрений: научных, фантастических, религиозных (в доступных для детей формах).

Поиск путей духовного становления общества в нашей стране в последнее время всё чаще связывается с обращением к гуманистическим традициям народной и классической педагогики, с изучением традиций христианства в области воспитания личности. Как источник хранения и передачи моральных ценностей начинает рассматриваться величайшая книга человечества — Библия.

Используя педагогический потенциал библейских текстов и детской художественной литературы можно сформировать у дошкольников умение оценивать свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и подчинять своё поведение нравственным нормам.

Библия представляет собой сборник разновременных и разнохарактерных сочинений, созданных в период с XII века до н.э. по II век н.э. Она включает в себя разнородные в жанровом отношении тексты: мифы о сотворении мира, исторические повествования, религиозную поэзию, запись этических норм.

В заповедях Ветхого и Нового Заветов сформулированы нормы человеческой морали, изложены основы человеческих взаимоотношений: «Не судите, да судимы не будете…», «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего…». Люди должны прощать один другому, проявлять гуманность и человеколюбие: «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними…».

Заповеди, зафиксированные в Библии, имеют глубоко нравственное содержание, они закрепляют те моральные нормы, которые были выработаны людьми в результате обобщения многовекового опыта. В основе заповедей лежит идея вечного совершенствования человека, а сила их гуманизма основана на любви к ближнему.

Отличительной чертой сформулированных в Библии норм является то, что они не имеют запретительного характера. Принцип любви, на котором они основаны, наполняет человеческие отношения позитивным содержанием. Человеку предписывается линия поведения по определенному образцу, но выбор остается за ним.

Идеи нравственного самосовершенствования, милосердия, гуманизма пронизывают многие сюжеты Ветхого и Нового Заветов, здесь даются образцы правильного поведения, осуждается жестокость, эгоизм, гордыня, неуважение к окружающим. Знание библейских сюжетов, ориентация в именах и названиях поможет детям приобщиться к высокой духовности, обогатит их нравственный и эстетический опыт, даст верное направление развитию личности ребенка.

Ознакомление дошкольников с библейскими сюжетами сопряжено с немалыми трудностями: тексты Библии созданы много веков назад, адресованы личности с иным уровнем бытовых, природоведческих, исторических, духовно-нравственных и философских представлений и поэтому нуждаются в обстоятельном комментировании. Пришедшие из глубокой древности легенды должны преподноситься ребенку в адаптированном пересказе. Важен отбор изданий, ориентированных на специфику восприятия ребенка, учитывающих возраст дошкольника.

Т. Умерова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх