Игра — диагностико-коррекционный метод нравственного воспитания ребенка

Современные концепции и технологии воспитания определяют игру как комплексный диагностико-коррекционный метод, т. е. в ней возможны диагностика и коррекция личности дошкольника. Именно игровая деятельность обладает самым высоким диагностическим и развивающим потенциалом.

Менее ясным, недостаточно раскрытым дошкольной теорией и практикой, представляется значение игры для нравственно-эмоционального воспитания, как важнейшей стороны развития личности ребенка.

Как установлено специалистами, к пяти-шести годам «в черновом варианте» формируется нравственный облик ребенка. Потом у него появятся другие идеалы, установки, но первые детские впечатления — самые сильные, они оказывают влияние на дальнейшую жизнь. Среди многих важных личностных характеристик — нравственность, главный показатель развитости человеческого в человеке (как ни парадоксально это звучит). Сегодня, когда мы стремимся по-новому взглянуть на общечеловеческие ценности, эта характеристика вновь обретает для нас глубокий смысл.

Особой разновидностью интерактивных методов, эффективных для усвоения и развития нравственных образцов, задаваемых обществом, моральных норм, установок и т. д. следует считать ролевую игру.

В том, какую роль выбирает ребенок для себя в игре, как он относится к назначенной роли, как исполняет ее, какие элементы импровизации вносит в свою роль от себя, прослеживается «проекция» ребенка на игру собственных представлений о социальном мире.

Для эффективного решения задач нравственного воспитания в игре необходима специальная система работы по обсуждению с детьми нравственных норм и правил. В качестве действенных средств предлагаются: чтение художественных произведений; беседы с детьми на этические темы; анализ игрового поведения детей; привлечение детей к анализу поведения товарищей и др. (Н.Я. Михайленко), привлечение внимания детей к эмоциональным переживаниям участников игры, разыгрывание как привлекательных, так и непривлекательных ролей (Л.П. Стрелкова).

Встает вопрос о том, каким же образом происходит нравственное воспитание ребенка в игре, может ли в процессе разыгрывания детьми игровых взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания?

Необходимо подчеркнуть, что не существует все же единого мнения относительно воздействия содержательной стороны игры на нравственное развитие ребенка. Ряд исследователей полагают, что изображая в игре нравственные отношения, ребенок тем самым усваивает их. Педагогическое влияние через содержание игры рассматривается как основной путь воспитания.

В последнее время такое понимание значения игры в нравственном развитии ребенка подвергается сомнению в связи с тем, что выполняемые детьми в игре моральные нормы не всегда переносятся в реальную жизнь.

Тем самым в игре обеспечивается развитие необходимых предпосылок для становления нравственной регуляции поведения. Очень важно на этом этапе научить ребенка строить взаимоотношения со сверстниками (и не только) по принципу «относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». Нередко в игре возникают различные моральные ситуации и даже конфликты, если в ней участвуют дети с различными нравственными установками.

В игровой деятельности возникают предпосылки к рефлексии как к чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями, переживаниями других (В.С. Мухина). При рефлексивном игровом поведении формируется умение понимать и принимать точку зрения другого, представлять его внутренний мир.

Эффективность рефлексии в значительной степени зависит от уровня развития у ребенка эмпатии (активная сопричастность другому в его переживаниях) и децентрации (способность взглянуть на ситуацию глазами другого). Эмпатия, как всякое эмоциональное явление, поддается развитию. Характерно, что дети, проявившие в раннем детстве высокую степень эмпатиии, обнаруживают ее в более позднем возрасте. Причем сопереживание и сочувствие (две последовательно развивающиеся формы эмпатии) могут возникать и проявляться не только в отношении к реально существующим объектам, но и к вымышленным (изображенным в произведениях литературы, кино и пр.). В игре действенный характер эмпатии реализуется в виде различных видов помощи и активной поддержки. Можно утверждать, что познание нравственного смысла отношений, поступков и будет наиболее эффективно при наглядном моделировании взаимоотношений в игровой форме. Если в игре дети удовлетворяют не только собственные интересы, но и считаются с интересами всех играющих, это говорит о том, что нравственные правила детьми усвоены.

Предлагаю игры, развивающие игровые ситуации и упражнения для старших дошкольников. Игра отличается от развивающей игровой ситуации (РИС) тем, что в игре дети реально обыгрывают определенную проблемную ситуацию, а в РИС — мысленно. Отличие игры от игрового упражнения состоит в том, что в развивающем игровом упражнении отсутствует сюжет. Представленный ниже материал может оптимизировать и стимулировать процесс формирования нравственных норм и правил у дошкольников.

Развивающие игровые ситуации (РИС)

Игровая задача: моделирование ситуаций нравственного выбора, поиск оптимальных (мысленных) путей выхода из них.

Игра организуется с подгруппой детей. Ведущий предлагает различные проблемные нравственно-этические ситуации, а дети мысленно или реально обыгрывают их.

А. Представь себе, что ты с сестрой собираешься идти в цирк, у вас есть два билета, но неожиданно к вам приезжают гости, среди которых пятилетний Сережа. Как ты поступишь?

Б. Представь себе, что по телевизору по одному каналу идет твоя любимая передача, а по другому — любимая передача сестры. Как ты поступишь?

В. Представь себе, что в группу принесли новые игрушки. Тебе и твоей подруге понравилась новая кукла, вы стали спорить и ты чувствуешь, что вы вот-вот поссоритесь. Как ты поступишь?

Г. Представь себе, что в магазине нужно купить мороженое для тебя и хлеб к обеду для всей семьи. В оба отдела магазина большие очереди, а магазин скоро закроется. Ты успеешь сделать только одну покупку. Как ты поступишь?

Д. Представь себе, что со своим близким другом ты пошел на прогулку. Но на улице вы начали ссориться из-за велосипеда. Он — один на двоих, каждый из вас хочет покататься первым. Как ты поступишь?

Примечание. По желанию ведущий может предложить варианты ответа:

А. — пойдешь в цирк с сестрой;

— отдашь билет Сереже;

— продашь билеты и все останутся дома;

— купишь еще один билет;

Б. — будешь смотреть свою любимую передачу;

— будешь смотреть любимую передачу сестры;

— чтобы никому не было обидно, будете смотреть любую другую передачу;

— выключишь телевизор;

В. — настоишь на своем;

— отдашь куклу подруге;

— предложишь играть вместе;

Г. — купишь мороженое для себя;

— купишь хлеб к обеду для всей семьи;

— попросишь пропусти без очереди;

Д. — настоишь на своем;

— предложишь первому покататься другу;

— предложишь определить очередность по жребию (считалка).

Ситуации нравственно-игрового выбора можно придумать не только с участием реальных людей, но и сказочных персонажей.

Развивающие игровые упражнения

Зеркало

Игровая задача: упражнение детей в эмоциональной эмпатии; понимание состояния другого; выражение эмоций.

Материал: зеркало.

Игровое упражнение предлагается подгруппе детей. Считалкой или жребием выбирается мим. Ведущий по секрету предлагает ребенку изобразить то или иное эмоциональное состояние и потренироваться перед зеркалом. Затем ребенок, демонстрирует всем детям мимическую маску. Выигрывает тот, кто верно отгадает эмоциональное состояние.

Варианты игровых упражнений.

А. Ведущий предлагает ребенку улыбнуться, как:

— подлиза;

— кот Базилио;

— солнышко;

— Белоснежка.

Нахмуриться как:

— грозовая туча;

— ребенок, у которого отняли игрушку;

— Морозко.

Загрустить как:

— сетрица Аленушка;

— засохший цветок;

— Пьеро.

Удивиться как:

— Иван-Царевич жар-птице;

— как будто ты увидел инопланетянина;

— Мишутка в сказке «Три медведя».

Б. Ведущий распределяет детей на две подгруппы: первая подгруппа — придумывает и изображает мимикой образы; вторая подгруппа — отгадывает. Затем дети меняются ролями.

В. По словесному заданию воспитателя ребенок составляет графическую схему-маску в виде карандашного наброска (радость, грусть, страх, удивление и т. д.).

С. Каминская


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх