Нравственные уроки Льва Толстого

tolstoi s detmviИнтерес Льва Николаевича Толстого к проблемам воспитания и образования детей младшего возраста получил отражение не только в его педагогических статьях, публицистике, переписке.

Педагогические воззрения Толстого нашли художественное воплощение в его реалистических произведениях (детские образы в романах «Война и мир», «Анна Каренина», образ Николеньки Иртеньева в автобиографической трилогии), многообразном творчестве для детей. Так, в высоко оцененной Н.Г.Чернышевским повести «Детство», раскрывающей процесс духовного становления ребёнка, утверждается благотворность материнского, домашнего воспитания, выражается негативное отношение к насилию как средству воздействия на растущую личность (в том числе — к подавлению воли, унижению достоинства ребёнка).

Идеи Льва Толстого получили практическое воплощение в его деятельности в Яснополянской школе. Итогом многолетней работы педагога-новатора явилось создание учебных книг для детей.

В основу «Азбуки», «Новой азбуки», «Русских книг для чтения» была положена идея нравственного совершенствования личности. Нравственное воспитание связывалось у Толстого в первую очередь со стремлением приобщить ребёнка к идеалам народа. Включение в круг детского чтения произведений устного народного творчества (малые фольклорные жанры, сказки, былины) мотивировалось не только учебно-образовательными (ознакомление с историей, бытом, нравами русского народа), но и нравственно-воспитательными задачами.

В текстах учебных книг были сделаны акценты на осознание учащимися святости честного крестьянского труда, воспитание презрения к праздной жизни «любого тунеядствующего человека». Созданные Толстым произведения учили ребёнка видеть красоту и поэтичность труда, выражали восхищение силой, выносливостью, находчивостью, природным умом русского крестьянина.

Своеобразную «энциклопедию народной нравственности» составляют басни Льва Николаевича Толстого. Они воспитывают в детях трудолюбие, честность, смелость, доброту. В большинстве басен моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта («Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Два товарища» и др.). Автор стремится к тому, чтобы этот опыт закрепился в сознании читателя-ребёнка, подсказывая ему правильное поведение в разных жизненных ситуациях.

В баснях, сказках, рассказах Л.Н.Толстой стремится внушить ребёнку моральные понятия, необходимые в его настоящей и будущей, взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому человеку нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; за бескорыстную помощь воздастся сторицей и т.п.

Согласно народной традиции, носителем высоких моральных качеств в произведениях Толстого выступает бедный, незнатный человек. Таков мудрый садовник, завещавший сыновьям перекопать землю в винограднике («Садовник и сыновья»), умный мужик, придумавший способ убрать большой камень с городской площади («Как мужик убрал камень»), сметливый бедняк, сумевший и барина не рассердить, и себя наградить из сказки «Как мужик гусей делил». В этих и других произведениях Толстой умело передаёт точку зрения народа, его оценку людей и событий.

Нравственная проблематика является ведущей в рассказах о крестьянских детях («Косточка», «Котёнок», «Пожар», «Подкидыш» и др.). В них выражается авторское представление о детстве — «золотой поре» человеческой жизни.

В образах героев писатель выделяет такие важные нравственные качества, как искренность, естественность, прямодушие, милосердие. В произведениях о детях проявилось мастерство Л.Н.Толстого в раскрытии переживаний ребёнка, вызванных решением моральной проблемы. Автор сумел передать «внутреннюю борьбу», происходящую в душе ребёнка, через фиксацию изменений в его внешнем облике — мимике, позе, телодвижениях («Косточка», «Филиппок»). Ему удалось наметить и социальные «контуры» личности («Корова», «Солдаткино житьё»).

Воспитательный материал содержится и в произведениях, имеющих познавательную направленность. Так, географические понятия соединяются с моральными выводами в познавательных сказках «Шат и Дон», «Волга и Вазуза».

Для первой из них важен вывод о значимости родительского опыта (Шат не послушался отца, затерялся и пропал, а Дон «пошел туда, куда отец приказывал», «прошёл всю Россию и стал славен»), для второй – о негативных последствиях (прежде всего для самого человека), — лжи.

В зообеллетристике Толстого уроки гуманности «извлекаются» из поведения героев-животных. Так, в хрестоматийном рассказе «Лев и собачка», изображающем могучего льва, не перенёсшего потери кроткого и беззащитного друга, акцентирована идея преданности. Цикл рассказов о Бульке служит фоном для утверждения мысли об ответственности человека перед тем, кого он приручил.

Чтобы подчеркнуть важность нравственной идеи, Толстой использует строго реалистические, даже натуралистические описания, отражающие жестокость человека в ответ на преданность животного («Булька и кабан», «Конец Бульки и Мильтона»). Однако трагичность отдельных сцен не мешает воспитанию у читателя добрых чувств.

Как правило, утверждение нравственных идей в произведениях Л.Н.Толстого осуществляется через показ различного рода положительных примеров. Например, в басне «Старый дед и внучек» описывается нравственный поступок ребёнка, сумевшего «устыдить» родителей и изменить их отношение к старику-отцу. В рассказе «Подкидыш» показано милосердное поведение крестьянской девочки, проявившей трогательную заботу о беззащитном ребёнке-найдёныше.

Иногда утверждение положительного идеала даётся «от обратного», через примеры, раскрывающие отрицательные качества и проявления людей. Подобным образом мораль выражается, например, в басне «Учёный сын». Здесь говорится о приехавшем после долгого отсутствия и отошедшем от крестьянских забот и трудов сыне. На просьбу отца взять грабли и помочь в работе, сын отвечает: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл. Что такое грабли?» Наступив на грабли, которые ударили его по лбу, он вспомнил их назначение.

Опыт Л.Н.Толстого в решении задач нравственного воспитания младших подростков («детей в возрасте около десяти лет») получает отражение в учебном пособии «Беседы с детьми по нравственным вопросам». Книга состоит из девятнадцати отделов: «Бог», «Человек – сын Бога», «Разум», «Любовь», «Совершенствование», «Мысли», «Слова», «Поступки», «Соблазны», «Смирение», «Самоотречение», «Смерть», «Вера» и др. Помещённый в «Беседах» материал имеет выраженную нравственно-философскую направленность.

В первых отделах книги Л.Н.Толстой обращает внимание на онтологическую связь человека с Богом, которая может ещё не осознаваться ребёнком. От темы Бога и Богообщения он переходит к теме «Разума», на основе которого дети должны научиться отличать добро от зла в мыслях, словах, поступках («Для доброй жизни нужен свет разума»). Практические советы о том, как научиться любить людей, преодолевая злобу и недовольство, даются в отделе «Любовь» («Постарайся полюбить того, кого ты не любил»). Важным и необходимым Толстой считает ознакомление детей с предельным состоянием человека – смертью. «Беседы» заканчиваются отделами «Жизнь – благо», «Вера», в которых утверждается радость человеческого бытия.

Произведения, созданные Л.Н.Толстым для детского читателя, способствовали формированию основ нравственного самосознания личности ребёнка, развивали у детей рефлексию, воображение – важные психические качества, о которых особенно беспокоился педагог. Сегодня творчество Л.Н.Толстого — великого писателя во всём многообразии его жанров широко представлено в программах для детского сада и начальной школы. Многие из них рекомендует использование «маленьких рассказов», прозаических басен, былей Толстого в процессе коллективного и индивидуального чтения, для проведения этических бесед с дошкольниками, организации их досуга.

И. Добрицкая


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх